Одним из основных элементов шестеренных клетей прокатных станов, во многом определяющим техническое состояние и часто являющимся причиной отказов, являются вкладыши подшипников скольжения шестеренных валков [1, 2]. Расположение подшипников в подушках, низкая частота вращения, нестационарные режимы работы затрудняют оценку фактического состояния при использовании методов технического диагностирования. Контроль температуры имеет значительное запаздывание и в большей степени предупреждает о постепенном накоплении повреждений. Оценить расположение зазоров в собранной шестеренной клети практически невозможно. Поэтому именно осмотр изношенных вкладышей позволяет оценить качество изготовления, правильность монтажа и отклонения в работе.
В работе предполагается рассмотреть основные факторы, влияющие на работоспособность подшипников скольжения шестеренных валков, и определить признаки визуального проявления некоторых неисправностей. Полученные результаты возможно распространить на аналогичные толстостенные конструкции подшипников скольжения с баббитовой заливкой.
Преимущества подшипников скольжения:
• работают при высоких нагрузках и низкой частоте вращения;
• работают при низкой нагрузке и высокой частоте вращения;
• работают в присутствии воды, при вибрационных и ударных нагрузках;
• имеют малые радиальные размеры;
• установка разъемного подшипника облегчает замену и монтаж.
Подшипники скольжения проще в изготовлении, чем подшипники качения, бесшумны, обладают постоянной жесткостью и способностью работать практически без износа в режиме жидкостного трения, хорошо демпфируют колебания [3]. К недостаткам подшипников скольжения можно отнести необходимость установки системы смазки, работающей в непрерывном режиме, необходимость применения цветных металлов и сплавов, повышенные пусковые моменты и увеличенные размеры в осевом направлении. Основной недостаток — невозможность работы при отсутствии смазочного слоя между вкладышем и валом. При работе температура подшипника не может превышать 70 0С. Это обусловлено свойствами наиболее часто применяемого антифрикционного материала для подшипников скольжения шестеренных валков — баббита.