Устойчивость микробов к антибиотикам — глобальная проблема человечества

Д. Макаров Отдел по связям с общественностью и СМИ, ФГБУ ВГНКИ, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)
А. Мазнева Отдел по связям с общественностью и СМИ, ФГБУ ВГНКИ, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)

В конце апреля 2019 г. ООН опубликовала поворотный по своей значимости отчет о масштабах и последствиях одной из глобальных проблем человечества — развития у опасных инфекций устойчивости (резистентности) к лекарствам, в том числе к антибиотикам. 700 тыс. человек ежегодно умирает из-за инфекций, вызванных микробами, которые стали невосприимчивыми к действию лекарственных препаратов. По прогнозам ученых, через 10 лет жертвами антибиотикорезистентности каждый год будут более 10 млн человек.

В этой статье старший научный сотрудник ФГБУ «ВГНКИ» Дмитрий Макаров рассказывает о причинах и масштабах проблемы и дает рекомендации, как избежать заражения опасными устойчивыми инфекциями.

Антибиотикорезистентность — это способность микробов противостоять действию антимикробных средств, в том числе антибиотиков. С 2000-х гг. Всемирная организация здравоохранения называет антибиотикорезистентность одной из самых серьезных угроз для здоровья животных и человека.

Каждый год в мире более 700 тыс. человек умирает от инфекций, вызванных устойчивыми микробами. Для других пациентов удлиняется время госпитализации. Известный британский экономист профессор лорд Джим О’Нил прогнозирует, что через 30 лет от устойчивых микробов будет умирать уже 10 млн человек в год. Экономический ущерб исчисляется миллиардами долларов. Колоссальный урон наносится и отрасли животноводства.

При этом масштаб проблемы в мире неуклонно растет. В начале этого года в медицинском журнале The Lancet опубликована статья; авторы оценили, что урон для жизни и здоровья населения Европы от устойчивых инфекций с 2007 по 2015 г. удвоился. Воспаление легких, дизентерия, сепсис, туберкулез, малярия — это всего лишь несколько болезней, при лечении которых врачи сталкиваются с устойчивостью возбудителей к антибиотикам.

Обнаруживают все больше патогенных бактерий с устойчивостью сразу к нескольким группам антибиотиков и даже так называемых ПАНРЕЗИСТЕНТНЫХ, т. е. устойчивых ко всем используемым против них препаратам. Если раньше такие бактерии находили только в больницах, то сейчас их находят даже в продуктах питания.

Антибиотикорезистентность возникла и развивалась еще до открытия антибиотиков человеком.

Миллиарды лет бактерии вырабатывали вещества для борьбы с другими бактериями — антибиотики. Другие микроорганизмы, в свою очередь, приобретали механизмы защиты от таких соединений. Таким образом, антибиотикорезистентность — это древнее явление.

Она всегда определяется генами и передается из поколения в поколение. Ученые нашли такие гены даже в арктической вечной мерзлоте возрастом 30 тыс. лет и в образцах кишечной микрофлоры Тирольского человека. Это найденная в Альпах мумия возрастом более 5000 лет. И сейчас в окружающей среде и у диких животных устойчивые бактерии и гены устойчивости встречаются повсеместно.

Д. Макаров, А. Мазнева, Устойчивость микробов к антибиотикам — глобальная проблема человечества. Агробизнес: экономика - оборудование - технологии. 2019;7.