В настоящее время в мире проявляется беспрецедентный интерес к деловому потенциалу устойчивого развития, подходам к обеспечению долгосрочного процветания путем интеграции стратегий экономического успеха, качества окружающей среды и социальной справедливости. Эта концепция актуальна и для компаний малого и среднего бизнеса. Малое и среднее предпринимательство не только занимает важное место в содействии реализации целей устойчивого развития, но и может получить определенные выгоды. Так, преимущества концепции устойчивого развития для таких компаний варьируются от открытия новых путей к инновациям в продуктах, процессах и взаимоотношениях с заинтересованными сторонами до ускорения внедрения в деятельность эффективных организационных навыков в масштабе всей компании. Ключевой проблемой малого и среднего предпринимательства (МСП) является обеспечение устойчивой траектории постоянного развития и роста. Без него компании стагнируют, теряют конкурентоспособность и не могут успешно функционировать на рынке.
Малый и средний бизнес вносят основной вклад в развитие экономик развитых стран мира. Однако такими драйверами развития в полном смысле слова могут являться только технологичные предприятия, деятельность которых связана с цифровыми инструментами, или которые вносят существенный вклад в экономику путем создания инновационных продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью. Доля отраслей консультационной и научно-технологической деятельности, а также информации и коммуникаций в совокупности составляет всего 11,5% от общей численности малых и средних предприятий [1]. При этом в России большинство компаний - представителей малого и среднего бизнеса в 2021 году сосредоточены в сфере торговли (36,9%), которая, без сомнения, необходима, однако не способствует значительному приросту ВВП страны и повышению в нем добавленной стоимости от инноваций.
В этой связи актуальным представляется исследование возможностей для компаний малого и среднего бизнеса России по выходу на тренд устойчивого развития в современных условиях.