Настоящий бум обсуждения темы УР в России в публичном пространстве произошел в 2020 г., своеобразными катализаторами обсуждения данных вопросов выступили сразу несколько последовательных событий:
1) подписание Россией Парижского соглашения по климату — в сентябре 2019 г.;
2) презентация Европейского зеленого курса, предусматривающего введение трансграничного углеродного налога в Евросоюзе (ЕС), — в декабре 2019 г.;
3) авария на предприятии Норникеля, повлекшая за собой феноменальные для России штрафные санкции в области экологии, — в мае 2020 г.
Мероприятия и программы, осуществляемые компаниями в области УР, очень разнообразны и постепенно начинают охватывать не только экологические, социальные и управленческие аспекты непосредственной операционной деятельности компаний (так называемые ESG-факторы1), но и более широкий круг процессов, связанных со всей цепочкой создания ценности компании: начиная от планирования закупок и заканчивая заботой о конечном потребителе продукции.
Российские компании все больше вовлекаются в международные практики УР, получают ESG-рейтинги международных рейтинговых агентств, готовят отчеты в соответствии с международными стандартами отчетности. Помимо широко распространенных стандартов GRI российские компании сейчас все больше обращаются к международным климатическим инициативам, среди них — участие в проекте CDP2 и использование стандартов TCFD3 при составлении отчетов об УР. В этих двух инициативах в настоящий момент принимают участие по большей части компании — лидеры в своих отраслях либо компании-экспортеры, однако, вероятно, в следующие несколько лет эта тенденция распространится и на другие компании.
Вопросы устойчивого развития (УР) становятся для российских компаний стратегически важными: согласно проведенному опросу, 96% компаний уже учитывают вопросы УР при формировании бизнес-стратегии, а у 92% — либо уже существует, либо находится в стадии разработки отдельная стратегия УР. При этом большинство участников глубинных интервью подтверждают, что в стратегиях их компаний акцент сейчас смещается на достижение определенных целей в различных областях УР (чаще всего это экологические цели и цели в области охраны труда и здоровья). Следуя за мировыми тенденциями, российский бизнес приходит к пониманию, что без определенных обязательств достичь результатов при реализации стратегии УР невозможно. Не все компании готовы декларировать свои цели публично и отчитываться об их достижении, но многие как минимум ставят эти цели на уровне компании, а за их исполнением следит высшее руководство.