На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами и землями лесного фонда, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей [4]. При этом можно отметить, что «лесное хозяйство» очень долго и трудно адаптируется к условиям рыночной экономики, сохраняя введенные в социалистический период такие виды деятельности, как управление лесами как общенародной собственностью, и осуществление лесохозяйственного производства. Как считает Петров А.П., введение организационно-экономических инструментов в практику лесного хозяйства, в том числе в условиях арендных отношений, является актуальной задачей, стоящей перед органами государственной власти, в целях совершенствования системы экономической организации лесохозяйственной деятельности и повышения эффективности государственного управления лесами (землями лесного фонда) [11]. Так, в 90‑х гг. эти отношения были установлены в системе государственно-частного партнерства на базе договоров долгосрочного и краткосрочного пользования лесными ресурсами [11]. Как считает Шульга А.Е., на современном этапе в России управление лесами и землями лесного фонда, являющимися государственной собственностью, представляется целесообразным при помощи экономических методов регулирования, например, различные виды договорных форм использования лесов, в частности, при заключении договора аренды лесного участка [3, 13]. По мнению Конокотина Д.Н., аренда в лесном праве призвана решить две задачи: заготовка древесины и других видов лесопользования и ведение лесного хозяйства в процессе названного лесопользования (лесовосстановление и другие лесохозяйственные мероприятия при надлежащем использовании земель, на которых произрастают леса) [6].
По данным государственного лесного реестра, общая площадь лесных земель Свердловской области составила 15 247,2 тыс. га, из них 13 650,2 в составе земель лесного фонда области (табл. 1), а в границах административных районов организовано 31 лесничество.