По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Установление арендной платы за использование земель лесного фонда региона как экономический регулятор системы управления земельными ресурсами (на материалах Свердловской области)

Мезенина О.Б. д-р экон. наук, заведующая кафедрой землеустройства и кадастров, ФГБОУ ВО УГЛТУ, г. Екатеринбург, E-mail: mob. 61@mail.ru
Кулигин В.А. д-р экон. наук, профессор кафедры региональной, муниципальной экономики и управления, ФГБОУ ВО УрГЭУ, г. Екатеринбург, E-mail: rime@usue.ru
Антропов Д.В. канд. экон. наук, доцент кафедры землепользования и кадастров, ФГБОУ ВО ГУЗ, г. Москва, E-mail: antropovzem @gmail.com

В статье авторами характеризуется использование земель лесного фонда Свердловской области, рассматривается установление арендной платы за использование земель лесного фонда в Свердловской области, современное состояние и выявленные проблемы при предоставлении в аренду лесных участков, исчислении арендной платы, проведен расчет арендных платежей за различные виды лесопользования в лесничествах Свердловской области.

Литература:

1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200‑ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016).

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136‑ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).

3. Абанина Е.Н. Охрана лесов в международном экологическом праве /// Новая правовая мысль. — 2013. — № 2 (57). — С. 24–32.

4. Антропов Д.В., Конокотин Д.Н., Мезенина О.Б. Некоторые аспекты аренды лесных земель (опыт Калужской области) // Аграрный вестник Урала. — 2014. — № 5. — С. 75–79.

5. Варламов А.А., Гальченко С.А., Рулева Н.П. Проблемы кадастрового учета земель лесного фонда // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2016. — № 6 (177). — С. 53–61.

6. Конокотин Д.Н. Аренда лесного участка в Российской Федерации // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2011. — № 8. — С. 74–79.

7. Комаров С.И., Антропов Д.В. Методы кластерного зонирования территорий региона для целей управления земельными ресурсами // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. — 2017. — № 1. — С. 66–85.

8. Лесной план Свердловской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: //http://forest.midural. ru/article/show/id/97

9. Мезенина О.Б., Годовалов Г.А. Арендная плата за пользование лесным участком: расчеты и реальность (на примере эксплуатационных лесов) // Аграрный вестник Урала. — 2012. — № 12 (104). — С. 66–68.

10. Мезенина О.Б. Основы экономического механизма управления землями лесного фонда // Аграрный вестник Урала. — 2012. — № 7. — С. 94– 96.

11. Петров А.П., Герасимов Е.В. Организационноэкономические инструменты ведения лесного хозяйства в условиях аренды // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управления. — 2014. — № 3 (22). — С. 50–61.

12. Суздальцева Е.В. Об определении минимального размера арендной платы по договору аренды лесного участка, входящего в состав земель лесного фонда // Наука. Общество. Государство. — 2013. — № 3. — С. 149–157.

13. Шульга А.Е. О некоторых особенностях договора аренды лесных участков в Российской Федерации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. — 2013. — № 3. — С. 87–90.

14. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.forestforum.ru

На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами и землями лесного фонда, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей [4]. При этом можно отметить, что «лесное хозяйство» очень долго и трудно адаптируется к условиям рыночной экономики, сохраняя введенные в социалистический период такие виды деятельности, как управление лесами как общенародной собственностью, и осуществление лесохозяйственного производства. Как считает Петров А.П., введение организационно-экономических инструментов в практику лесного хозяйства, в том числе в условиях арендных отношений, является актуальной задачей, стоящей перед органами государственной власти, в целях совершенствования системы экономической организации лесохозяйственной деятельности и повышения эффективности государственного управления лесами (землями лесного фонда) [11]. Так, в 90‑х гг. эти отношения были установлены в системе государственно-частного партнерства на базе договоров долгосрочного и краткосрочного пользования лесными ресурсами [11]. Как считает Шульга А.Е., на современном этапе в России управление лесами и землями лесного фонда, являющимися государственной собственностью, представляется целесообразным при помощи экономических методов регулирования, например, различные виды договорных форм использования лесов, в частности, при заключении договора аренды лесного участка [3, 13]. По мнению Конокотина Д.Н., аренда в лесном праве призвана решить две задачи: заготовка древесины и других видов лесопользования и ведение лесного хозяйства в процессе названного лесопользования (лесовосстановление и другие лесохозяйственные мероприятия при надлежащем использовании земель, на которых произрастают леса) [6].

По данным государственного лесного реестра, общая площадь лесных земель Свердловской области составила 15 247,2 тыс. га, из них 13 650,2 в составе земель лесного фонда области (табл. 1), а в границах административных районов организовано 31 лесничество.

Для Цитирования:
Мезенина О.Б., Кулигин В.А., Антропов Д.В., Установление арендной платы за использование земель лесного фонда региона как экономический регулятор системы управления земельными ресурсами (на материалах Свердловской области). Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: