В силу той важной роли, которую выполняют дорожные и мостовые заграждения — а именно сохранение и безопасность человеческой жизни и здоровья, — заменить их на трассе ничем невозможно. Барьерные заграждения представляют собой конструктивный элемент, который позволяет транспортным средствам даже в случае дорожно-транспортного происшествия избежать падения или съезда с обочины и остаться на трассе или на проезжей части моста. Кроме классификации по месту установки (дорожные и мостовые), их также подразделяют на эластичные и жесткие в зависимости от материала, из которого они выполнены.
Дорожные ограждения выполняются в одностороннем либо двустороннем виде; первые используются для разделения встречных потоков автотранспорта, вторые — на границе проезжей части с обочиной или пешеходной частью моста. Расстояние между стойками ограждения может колебаться в пределах от 1 до 4 м, при этом самый распространенный шаг стоек составляет 2 м. Чем сложнее для проезда участок дороги или моста, тем меньше расстояние между стойками ограждений.
Чаще всего жесткие ограждения интересующих нас типов выполняются из оцинкованной стали или другого металла, на который нанесено антикоррозийное покрытие, а также из бетона или железобетона, мягкие — из резины и прочного пластика. В последнее время над дорожными ограждениями нередко монтируются специальные экраны, назначение которых — решить проблему ослепления водителей встречных направлений дальним светом фар.
Среди дорожных наиболее распространенными на сей день являются жесткие металлические ограждения. Их барьерная конструкция состоит из трех частей: стойки, консоли и балки из гнутого профиля, которые соединяются одна с другой с помощью болтового или сварного соединения. Высота большинства подобных ограждений — чуть больше или чуть меньше метра.
Что касается мостовых заграждений, они принципиально отличаются от дорожных по способу установки, ведь на мосту грунт для фиксации крепежных элементов отсутствует, а имеющееся дорожное полотно подвергать бурению нельзя. Именно поэтому в мостостроении принято заранее определять места размещения металлических закладных деталей, к которым после будут крепиться заграждения; тип крепления при этом также может быть как болтовым, так и сварочным.