По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.433; 621.486 DOI:10.33920/sel-10-2006-08

Установка для рапсового масла

Овчинников Е. В. ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ» (г. Москва, Россия), e-mail: vim@vim.ru
Уютов С. Ю. ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ» (г. Москва, Россия), e-mail: vim@vim.ru
Шевелев С. С. ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ» (г. Москва, Россия), e-mail: vim@vim.ru
Дубровский А. Д. ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ» (г. Москва, Россия), e-mail: vim@vim.ru

В настоящей статье предложен способ и технические решения для использования топлива из растительного масла в качестве топлива для дизельного двигателя. Применение рапса в качестве топлива сдерживается его особенностью, а именно основной проблемой является высокие вязкость и температура самовоспламенения относительно дизельного топлива. Авторами предложены технические решения, обеспечивающие использование топлива из растительных масел в качестве моторного топлива в дизельных двигателях. Для проведения исследований разработана, изготовлена и испытана двухтопливная система, позволяющая работать часть времени на дизельном топливе и часть — на растительном масле, в частности на рапсовом, в зависимости от режимов работы двигателя. Эксперименты показали высокую эффективность двухтопливной системы, исключающей негативные последствия для дизельного двигателя. В результате проведенных исследований коллективом авторов были получены результаты и выводы, подтверждающие, что двухтопливная система позволяет использовать растительные масла в качестве моторного топлива в дизельных двигателях, при этом работа двигателя возможна во всех режимах.

Литература:

1. Измайлов А. Ю., Савельев Г. С., Кочетков М. Н. Современные возможности использования рапсового масла в качестве топлива в дизельных двигателях // Сельскохозяйственные машины и технологии. — 2009. — № 5. — С. 20–23.

2. Савельев Г. С., Кочетков М. Н., Овчинников Е. В. Автоматизированная битопливная система дизелей, адаптированных для работы на рапсовом масле // Интеллектуальные машинные технологии и техника для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства: Сборник научных докладов Международной научно-технической конференции. ВИМ. — 2015. — С. 92–96.

3. Савельев Г. С., Кочетков М. Н., Овчинников Е. В., Овчинников А. В. Способ снижения нагарообразования в двигателе, работающем на топливе из растительного масла // Патент РФ № 2539307. 07.06.2013.

4. Савельев Г. С., Кочетков М. Н., Овчинников Е. В., Овчинников А. В. Система питания автотракторного дизеля // Патент РФ № 2538470. 07.06.2013.

5. Савельев Г. С., Кочетков М. Н., Овчинников Е. В., Уютов С. Ю., Родионов А. В., Родионов А. В. Система питания автотракторного дизеля // Патент РФ № 169838. 27.05.2016.

6. Савельев Г. С., Измайлов А. Ю., Краснощеков Н. В., Кочетков М. Н., Кауров Е. Т. Рекомендации по производству и использованию биодизельного топлива из рапсового масла. — М., 2010.

7. Савельев Г. С., Кочетков М. Н., Овчинников Е. В., Овчинников А. В. Результаты испытаний по использованию нанопродукта в виде добавки в биотопливо из рапсового масла // Система технологий и машин для инновационного развития АПК России: Сборник научных докладов Международной научно -технической конференции, посвященной 145-летию со дня рождения основоположника земледельческой механики академика В. П. Горячкина. Всероссийский научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйств. — 2013. — С. 218–223.

Использование растительных масел в качестве топлива не ново и относится к концу XIX века, когда Рудольф Дизель изобрел двигатель. Но в то время нефтяная промышленность только набирала обороты и растительные масла в качестве топлива широко начали использоваться. С приходом нефтяных видов топлива использование топлив из растительных масел утратило актуальность и практически не использовалось. Однако, начиная с конца XX века, количество вредных веществ, которые являются продуктами работы дизельных двигателей, непрерывно растет. Использование растительных масел в качестве альтернативного топлива помогает уменьшить вредные выбросы в атмосферу и устранить ряд недостатков, связанных с составом топливно-воздушной смеси [1–3].

Одним из способов снижения стоимости продукции, производимые сельскохозяйственными предприятиями, является снижение затрат на топливо путем замещения нефтяного топлива альтернативным [4, 5]. Однако из-за физико-химических свойств растительных масел его применение сдерживается из-за повышенной температуры воспламенения рапсового масла относительно дизельного топлива. Из-за этой особенности в некоторых режимах, таких как холостой ход, происходит попадание рапсового масла в картер двигателя.

Использование растительных масел в качестве топлива для дизельных двигателей сдерживается его пониженной температурой самовоспламенения относительно дизельного топлива, что влияет на пропуски зажигания топливного заряда, в основном на холостом ходу, а также задержку воспламенения и время сгорания топливовоздушной смеси. Также на холостом ходу и режимах с малой нагрузкой часть растительного топлива попадает в моторное масло, что, в свою очередь, негативно влияет на систему смазки двигателя. Одним из способов устранения вышеуказанных негативных воздействий на работу двигателя может быть снижение вязкости и температуры самовоспламенения растительных масел [6, 7].

Для достижения результата использовалась двухтопливная система, позволяющая последовательно работать как на дизельном топливе, так и на топливе из растительных масел, избегая негативных последствий при использовании топлива из рапсового масла (см. рисунок).

Для Цитирования:
Овчинников Е. В., Уютов С. Ю., Шевелев С. С., Дубровский А. Д., Установка для рапсового масла. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: