Использование растительных масел в качестве топлива не ново и относится к концу XIX века, когда Рудольф Дизель изобрел двигатель. Но в то время нефтяная промышленность только набирала обороты и растительные масла в качестве топлива широко начали использоваться. С приходом нефтяных видов топлива использование топлив из растительных масел утратило актуальность и практически не использовалось. Однако, начиная с конца XX века, количество вредных веществ, которые являются продуктами работы дизельных двигателей, непрерывно растет. Использование растительных масел в качестве альтернативного топлива помогает уменьшить вредные выбросы в атмосферу и устранить ряд недостатков, связанных с составом топливно-воздушной смеси [1–3].
Одним из способов снижения стоимости продукции, производимые сельскохозяйственными предприятиями, является снижение затрат на топливо путем замещения нефтяного топлива альтернативным [4, 5]. Однако из-за физико-химических свойств растительных масел его применение сдерживается из-за повышенной температуры воспламенения рапсового масла относительно дизельного топлива. Из-за этой особенности в некоторых режимах, таких как холостой ход, происходит попадание рапсового масла в картер двигателя.
Использование растительных масел в качестве топлива для дизельных двигателей сдерживается его пониженной температурой самовоспламенения относительно дизельного топлива, что влияет на пропуски зажигания топливного заряда, в основном на холостом ходу, а также задержку воспламенения и время сгорания топливовоздушной смеси. Также на холостом ходу и режимах с малой нагрузкой часть растительного топлива попадает в моторное масло, что, в свою очередь, негативно влияет на систему смазки двигателя. Одним из способов устранения вышеуказанных негативных воздействий на работу двигателя может быть снижение вязкости и температуры самовоспламенения растительных масел [6, 7].
Для достижения результата использовалась двухтопливная система, позволяющая последовательно работать как на дизельном топливе, так и на топливе из растительных масел, избегая негативных последствий при использовании топлива из рапсового масла (см. рисунок).