По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.11

Усовершенствование транспортной системы города

И. В. Макарова д-р техн. наук, ФГАОУ ВО «Казанский Федеральный университет», г. Набережные Челны
Г. А. Якупова ФГАОУ ВО «Казанский Федеральный университет», г. Набережные Челны, e-mail: GAYakupova@kpfu.ru

В статье рассмотрены вопросы обеспечения рационального функционирования транспортной системы города с помощью разработки и внедрения интеллектуальной системы управления дорожной инфраструктурой, интеллектуальным ядром которой являются имитационные модели проблемных участков улично-дорожной сети. Целью исследования является разработка инструментов организации дорожного движения в условиях опережающего роста парка транспортных средств. Проведен анализ исследований в области организации движения, рассмотрены методы снижения и предотвращения заторов в улично-дорожной сети в целом и отдельных ее участков в частности.

Литература:

1. Агуреев, И. Е. Моделирование загрузки улично-дорожной сети г. Тулы. — Текст : непосредственный / И. Е. Агуреев, В. А. Пышный, В. И. Швецов // Известия ТулГУ. Технические науки. — 2013. — Вып. 6, ч. 2. — С. 127–139.

2. Баранов, Ю. Н. Основы обеспечения безопасности в системе «человек — машина — среда». — Текст : непосредственный / Ю. Н. Баранов, А. А. Катунин, Р. В. Шкрабак, Ю. Н. Брагинец // Вестник НЦ БЖД. — 2014. — №1 (19). — С. 73–76.

3. Гатиятуллин, М. Х. Интеллектуальная система для крупных городов. — Текст : непосредственный / М. Х. Гатиятуллин, Р. Р. Загидуллин // Вестник НЦ БЖД. — 2010.— №5. — С. 76–85.

4. Какие города отказываются от машин и зачем это нужно. URL: https://vc.ru/ future/46544-kakie-goroda-otkazyvayutsya-ot-mashin-i-zachem-eto-nuzhno. — Текст: электронный.

5. Кретов, А. Ю. Комплексная методика оценки состояния транспортных потоков на улично-дорожной сети. — Текст : непосредственный / А. Ю. Кретов, В. А. Митюгин, В. А. Пышный, Н. А. Фролов // Наука и инновации в технических университетах: материалы Седьмого Всероссийского форума студентов, аспирантов и молодых ученых. — Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического университета, 2013. — С. 41–43.

6. Новиков, А. Н. Совершенствование дорожной сети для повышения их пропускной способности с использованием средств транспортной телематики. — Текст : непосредственный / А. Н. Новиков, В. А. Голенков, Ю. Н. Баранов, А. А. Катунин, А. С. Бодров // Известия ТулГУ. Технические науки. — 2014. — Вып. 6, ч. 2. — С. 128–139.

7. Плотников, А. М. Методика оценки безопасности дорожного движения на одноуровневых пересечениях дорог. — Текст : непосредственный / А. М. Плотников // Вестник гражданских инженеров. — 2018. — №6 (71). — С. 201–207. — DOI: 10.23968/19995571-2018-15-6-201-207.

8. Яндекс. Народная карта. URL: https://n.maps.yandex.ru/#!/?z=19&ll=52.357277%2 C55.718685&l=nk%23sat. — Текст : электронный.

9. Gorodokin, V. Procedure for calculating on-time duration of the main cycle of a set of coordinated traffic lights. — Текст : непосредственный / V. Gorodokin, Z. Almetova, V. Shepelev // Transportation Research Procedia. — 2017. — №20. — P. 231–235.

10. Hsien, A. T. Optimal Signal Timing for an Oversaturated Intersection. — Текст : непосредственный / A. T. Hsien, J. T. Lin // Transportation Research, Part B. — 2000. — Vol. 34. — P. 471–491.

11. Javed, M. A. Data analytics for Cooperative Intelligent Transport Systems. — Текст : непосредственный / M. A. Javed, S. Zeadally, E. B. Hamida // Vehicular Communications. — 2019. — Vol. 15. — P. 63–72.

12. Keshkamat, S. S. The formulation and evaluation of transport route planning alternatives: a spatial decision support system for the Via Baltica project, Poland. — Текст : непосредственный / S. S. Keshkamat, J. M. Looijen, M. H. P. Zuidgeest // Journal of Transport Geography. — 2009. — Vol. 17. — P. 54–64.

13. Lebdeh, A. Genetic Algorithmfor Traffic Signal Controland Queue Management of Oversaturated Two- Way Arterials. — Текст : непосредственный / A. Lebdeh, G. Rahim, F. Benekohal // In Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board №1727, TRB, National Research Council, Washington, DC, 2000. — P. 61–67.

14. Makarova, I. Improving Road Safety by Affecting Negative Factors. — Текст : непосредственный / I. Makarova, G. Yakupova, P. Buyvol, K. Shubenkova, K. Abeshev, M. Drakaki // In Proceedings of the 5th International Conference on Vehicle Technology and Intelligent Transport Systems. — 2019. — Vol. 1: LogiTrans 4.0. — P. 629–637.

15. Makarova, I. Improving safety on the crosswalks with the use of fuzzy logic. — Текст : непосредственный / I. Makarova, K. Shubenkova, V. Mavrin, P. Buyvol // Transport Problems. — 2018. — Vol. 13, iss. 1. — P. 97–109.

16. Rychlewski, J. Street network design for a sustainable mobility system. — Текст : непосредственный / Rychlewski, J. // Transportation Research Procedia. — 2016. — Vol. 14. — P. 528–537.

17. Viti, F. Models and Technologies for Intelligent Transportation Systems: New Challenges and Metaheuristic Solutions for Large-Scale Network Applications. — Текст : непосредственный / F. Viti, C. Tampere // Journal of Intelligent Transportation Systems: Technology, Planning, and Operations. — 2014. — №18. — P. 1–4.

В последнее время в связи с ростом мобильности человечества возрастает значимость транспортной системы, эффективность функционирования которой становится необходимой для успешного развития урбанизированной территории. Однако степень повышения обеспеченности городских жителей транспортными услугами не должна отрицательно влиять на экологическое состояние окружающей среды. В настоящее время одной из главных проблем, связанных с автомобильным транспортом в крупных городах и даже в небольших населенных пунктах, являются пробки на дорогах, причины возникновения которых очень разные. Первостепенная — рост числа автомобильного транспорта. Вместе с положительным эффектом от растущей автомобилизации в виде повышения мобильности населения увеличивается соответственно и интенсивность движения на улично-дорожной сети (УДС) города. В результате образуются огромные заторы, сопровождающиеся интенсивным выбросом выхлопных газов в окружающую среду, снижается дорожная безопасность, растет травматизм. Поэтому поставлены следующие задачи: провести анализ исследований в области организации движения, рассмотреть методы снижения и предотвращения заторов в улично-дорожной сети в целом и на отдельных ее участках в частности, используя методы системного анализа, методы моделирования транспортных потоков, имитационное моделирование, компьютерный эксперимент.

В рамках концепции устойчивого развития города, определенной Комиссией Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию еще в 1992 г., необходимо повышать привлекательность городской среды за счет расширения различного вида услуг, в том числе и транспортных. Однако данные мероприятия должны проводиться не в ущерб экологической безопасности среды обитания.

Одним из эффективных способов снижения заторов на дорогах является регулирование интенсивности дорожного движения. В рамках плана «устойчивой мобильности» города многие города мира развивают политику Car-free. Для этого разрабатываются различные стратегии:

● запреты на дизельный транспорт, вводимые одновременно с политикой протекционизма общественного и немоторизованного экологически чистого транспорта;

Для Цитирования:
И. В. Макарова, Г. А. Якупова, Усовершенствование транспортной системы города. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: