В последнее время в связи с ростом мобильности человечества возрастает значимость транспортной системы, эффективность функционирования которой становится необходимой для успешного развития урбанизированной территории. Однако степень повышения обеспеченности городских жителей транспортными услугами не должна отрицательно влиять на экологическое состояние окружающей среды. В настоящее время одной из главных проблем, связанных с автомобильным транспортом в крупных городах и даже в небольших населенных пунктах, являются пробки на дорогах, причины возникновения которых очень разные. Первостепенная — рост числа автомобильного транспорта. Вместе с положительным эффектом от растущей автомобилизации в виде повышения мобильности населения увеличивается соответственно и интенсивность движения на улично-дорожной сети (УДС) города. В результате образуются огромные заторы, сопровождающиеся интенсивным выбросом выхлопных газов в окружающую среду, снижается дорожная безопасность, растет травматизм. Поэтому поставлены следующие задачи: провести анализ исследований в области организации движения, рассмотреть методы снижения и предотвращения заторов в улично-дорожной сети в целом и на отдельных ее участках в частности, используя методы системного анализа, методы моделирования транспортных потоков, имитационное моделирование, компьютерный эксперимент.
В рамках концепции устойчивого развития города, определенной Комиссией Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию еще в 1992 г., необходимо повышать привлекательность городской среды за счет расширения различного вида услуг, в том числе и транспортных. Однако данные мероприятия должны проводиться не в ущерб экологической безопасности среды обитания.
Одним из эффективных способов снижения заторов на дорогах является регулирование интенсивности дорожного движения. В рамках плана «устойчивой мобильности» города многие города мира развивают политику Car-free. Для этого разрабатываются различные стратегии:
● запреты на дизельный транспорт, вводимые одновременно с политикой протекционизма общественного и немоторизованного экологически чистого транспорта;