По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.018

Усовершенствование системы смазки дизеля КАМАЗ

А. С. Денисов д-р техн. наук, Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина, г. Саратов, Российская Федерация, E-mail: denisov0307@yandex.ru
Т. С. Темерсултанов Грозненский государственный технический нефтяной университет им. акад. М. Д. Миллионщикова, г. Грозный, Российская Федерация, E-mail: Temer_ts@mail.ru
Н. А. Шерстнев АО «Ремдизель», г. Набережные Челны, Российская Федерация, E-mail: SherstnevNA@remdizel.com

Как известно, важным условием обеспечения эффективности автомобильной техники является сокращение расходов на их эксплуатацию, обслуживание и ремонт. Самым дорогостоящим является двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Производители в целях обеспечения надежности и ресурса двигателя постоянно проводят мероприятия, связанные с исследованием и совершенствованием конструкции систем ДВС. Но, несмотря на это, в эксплуатации наблюдаются отказы ДВС, что обусловлено проявлением таких факторов, как изнашивание в трибосопряжениях, изменение формы и положения деталей в соединениях, изменение величины номинального зазора, натягов и посадок. В статье дан теоретический анализ причин снижения давления в смазочной системе дизелей в процессе эксплуатации и приведены экспериментальные результаты.

Литература:

1. Денисов А. С. Обеспечение надёжности автотракторных двигателей / А. С. Денисов, А. Т. Кулаков // Саратов. Сарат. гос. тех. ун-т. — 2007. — 422 с.

2. Проблема обеспечения работоспособности смазочной системы дизеля КАМАЗ в эксплуатации / А. Т. Кулаков, Е. П. Барыльникова, Р. Ф. Калимуллин [и др.] // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. — 2022. — №3. — С. 24-29.

3. Lubrication Conditions and Development of Pre-failure State of Crankshaft Bearings / A. T. Kulakov, E. P. Barylnikova, I. P. Talipova // Proceedings of the 5th International Conference on Industrial Engineering (ICIE 2019): Lecture Notes in Mechanical Engineering, Sochi, 25–29 марта 2019 г. — Cham: Springer International Publishing, 2020. — P. 10231034. — DOI 10.1007/978-3-030-22041-9_108.

4. Барыльникова Е. П. Повышение ресурса автомобильных двигателей стабилизацией режима смазывания шатунных подшипников в эксплуатации : специальность 05.22.10 «Эксплуатация автомобильного транспорта» : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Барыльникова Елена Петровна. — Оренбург, 2013. — 140 с.

5. Азаматов Р. А. Восстановление деталей силового агрегата КамАЗ-740.11-240 (EURO-1) / Р. А. Азаматов, А. С. Денисов, А. Т. Кулаков, П. Г. Курдин / ОАО «Камазтехобслуживание», Набережные Челны, — 2007. — 307 с.

6. Калимуллин Р. Ф. Научные основы поддержания работоспособности автомобильных двигателей методами трибодиагностики: специальность 05.22.10 «Эксплуатация автомобильного транспорта»: диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук / Калимуллин Руслан Флюрович. — Оренбург, 2016. — 292 с.

7. Особенности формирования давления масла в системе смазки двигателей КАМАЗ / В. Н. Никишин, А. Т. Кулаков, Е. П. Барыльникова [и др.] // Прогрессивные технологии в транспортных системах : материалы XVI международной научнопрактической конференции, Оренбург, 11–13 ноября 2021 г. / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Оренбургский государственный университет, Международная ассоциация автомобильного и дорожного образования, Уральское межрегиональное отделение Российской академии транспорта. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2021. — С. 357-368.

8. Нерасчетные режимы смазочной системы двигателя КАМАЗ-740.10 / Н. А. Шерстнев, А. Т. Кулаков, Е. П. Барыльникова [и др.] // Естественные и технические науки. — 2021. — №4(155). — С. 211-214.

9. Патент на полезную модель RU 207642 U1 СПК F01M 1/18 (2021.08); F01M /10 (2021.08), F04В 49/00 (2021.08), G01L 23/10 (2021.08) Стендовое устройство по выявлению высокочастотных колебаний давления масла в системе смазки дизельных двигателей

10. Патент на полезную модель RU 210819 U1 МПК F16N 1/00 (2006.01); F16N 13/20 (2006.01), F01M 1/02 (2006.01), F04C 2/24 (2006.01) Масляный насос двигателя внутреннего сгорания.

Многие параметры смазочной системы дизеля значительно изменяются в процессе эксплуатации, что объясняется совокупностью количественных (производительность масляного насоса, зазоры в подшипниках коленчатого вала, утечка масла) и качественных (старение масла) факторов. Исследованиями установлено, что 15% отказов ДВС связано со смазочной системой [1–3].

Назначение смазочной системы ДВС состоит в предотвращении изнашивания деталей, которое происходит при граничном или сухом трении трущихся пар. Из всей совокупности можно выделить наиболее существенные факторы, которые приводят к аварийным ситуациям:

— масляный насос не обеспечивает своевременную подачу масла к узлам трения;

— снижение давления в системе смазки в процессе эксплуатации изза изнашивания элементов конструкции ДВС.

Исследованиями [4] при изучении причин потерь давления масла в системе смазывания было установлено, что неразрывность и постоянство потока масла к подшипникам можно добиться, если обеспечить сохранение избыточного давления масла не ниже 0,2 МПа.

Давление в системе смазывания дизеля зависит от многих факторов. Наиболее определяющими являются конструктивные особенности системы смазки, способ подвода масла к узлам двигателя; режимы работы и степень изношенности двигателя; производительность масляного насоса.

Система смазывания двигателя КАМАЗ комбинированная, с «мокрым» картером. Непрерывное циркулирование масла в двигателе обеспечивается масляным насосом шестеренчатого типа: двухсекционный с масляным радиатором (у двигателей «Евро-0») и односекционный повышенной производительности с теплообменником (у двигателей «Евро-1») [5].

В производительность масляного насоса закладывается способность обеспечить подачу масла к трибосопряжениям и дополнительным агрегатам ДВС, а также отвода от них тепла [6].

Процесс смазывания всех узлов и агрегатов двигателя различный. До 60–70% расходуется на прокачку масла через подшипники коленчатого вала (ПКВ).

Необходимое давление в системе смазывания поддерживается за счет запаса производительности масляного насоса. При этом регулирование осуществляется сливом избыточного количества масла при наличии запаса. После срабатывания запаса производительности слив прекращается и давление в системе смазывания снижается.

Для Цитирования:
А. С. Денисов, Т. С. Темерсултанов, Н. А. Шерстнев, Усовершенствование системы смазки дизеля КАМАЗ. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: