Многие параметры смазочной системы дизеля значительно изменяются в процессе эксплуатации, что объясняется совокупностью количественных (производительность масляного насоса, зазоры в подшипниках коленчатого вала, утечка масла) и качественных (старение масла) факторов. Исследованиями установлено, что 15% отказов ДВС связано со смазочной системой [1–3].
Назначение смазочной системы ДВС состоит в предотвращении изнашивания деталей, которое происходит при граничном или сухом трении трущихся пар. Из всей совокупности можно выделить наиболее существенные факторы, которые приводят к аварийным ситуациям:
— масляный насос не обеспечивает своевременную подачу масла к узлам трения;
— снижение давления в системе смазки в процессе эксплуатации изза изнашивания элементов конструкции ДВС.
Исследованиями [4] при изучении причин потерь давления масла в системе смазывания было установлено, что неразрывность и постоянство потока масла к подшипникам можно добиться, если обеспечить сохранение избыточного давления масла не ниже 0,2 МПа.
Давление в системе смазывания дизеля зависит от многих факторов. Наиболее определяющими являются конструктивные особенности системы смазки, способ подвода масла к узлам двигателя; режимы работы и степень изношенности двигателя; производительность масляного насоса.
Система смазывания двигателя КАМАЗ комбинированная, с «мокрым» картером. Непрерывное циркулирование масла в двигателе обеспечивается масляным насосом шестеренчатого типа: двухсекционный с масляным радиатором (у двигателей «Евро-0») и односекционный повышенной производительности с теплообменником (у двигателей «Евро-1») [5].
В производительность масляного насоса закладывается способность обеспечить подачу масла к трибосопряжениям и дополнительным агрегатам ДВС, а также отвода от них тепла [6].
Процесс смазывания всех узлов и агрегатов двигателя различный. До 60–70% расходуется на прокачку масла через подшипники коленчатого вала (ПКВ).
Необходимое давление в системе смазывания поддерживается за счет запаса производительности масляного насоса. При этом регулирование осуществляется сливом избыточного количества масла при наличии запаса. После срабатывания запаса производительности слив прекращается и давление в системе смазывания снижается.