Выбор стратегии обслуживания зависит от функционального назначения сложной технической системы, например для автоматизированных систем управления наиболее важным является поддержание такого показателя надежности, как коэффициент готовности, а для технологических установок с непрерывным процессом наиболее важным является другой показатель – наработка на отказ.
Развитием существующей на предприятиях системы ППР (планово-предупредительных ремонтов) является система ремонтов по фактическому техническому состоянию, проводимых с использованием систем неразрушающего контроля. Система функциональной диагностики в настоящее время получает все большее развитие, чему способствует высокий уровень микроэлектроники и программного обеспечения, создание компактных высокопроизводительных систем для сбора и хранения данных мониторинга оборудования [1].
Решение задачи выбора стратегии обслуживания должно предусматривать разработку порядка ТОиР (технического обслуживания и ремонта), обеспечивающего максимальную эффективность проведения ремонтов и технического обслуживания оборудования.
Существуют три возможные стратегии ТОиР:
– восстановление после наступления отказа;
– предупредительное восстановление по наработке, выполнение определенного объема работ;
– предупредительное восстановление по фактическому техническому состоянию.
Восстановительные воздействия целесообразно проводять для элементов, отказы которых не приводят к аварийному простою машины или нарушению требований безопасности. При применении системы предупредительно-восстановительных ремонтов по наработке существуют два вида потерь, отказы одних элементов машин и недоиспользование ресурса других.
Снизить один вид потерь невозможно, можно только оптимизировать суммарные удельные потери:
а) потери из-за отказов машины;
б) потери из-за наладок и регулировок;
в) потери из-за неисправностей;
г) потери из-за проведения ТО, диагностирования и планового ремонта силами сервисного персонала;