Специфика регионального уровня управления сферой водоснабжения и водоотведения (ВиВ) в Российской Федерации заключается в том, что региональные органы власти являются посредниками между федеральным центром и местными властями. Это проявляется как в возложенных на них организационных и контрольных функциях, так и в финансовом плане. Поэтому перенесенный на местный уровень акцент в регулировании развития сферы ВиВ предполагает наличие региональной компоненты.
На наш взгляд, на региональном уровне следует создавать стимулы к развитию сотрудничества между муниципалитетами в силу низкой эффективности динамики формирования более мелких муниципалитетов в России и существования бедных сельских районов в регионах. Местные органы власти должны получать поддержку на региональном уровне в установлении согласованных долгосрочных целей в отношении ВиВ (управление спросом, качество услуг ВиВ, реконструкция и развитие инфраструктуры), которые целесообразно включать в генеральные планы города и региона.
При этом необходима трансформация схемы взаимодействия участников рынка водопроводно-канализационных услуг в направлении решения вышеописанных задач (рис.).
Реализация такой схемы взаимодействия участников рынка жилищно-коммунальных услуг на практике предполагает создание частных предприятий и основана на развитии государственно-частного партнерства в сфере ВиВ.
Это позволит сохранить единство деятельности в сфере ВиВ, улучшить качество услуг за счет инвестиционного развития и – в перспективе – сформировать стабильную институциональную основу ее функционирования в регионе.
Под инвестиционно-финансовым механизмом управления сферой ВиВ региона мы будем понимать региональную систему взаимодействия экономических и финансовых методов, способов и рычагов организации, планирования и стимулирования эффективного использования инвестиционных ресурсов, направленных на повышение качества и доступности услуг и обеспечение рентабельности экономических агентов в сфере ВиВ.