— Борис Михайлович, как УлГУ появился в вашей жизни?
— В 1991 г. я работал в своей родной лаборатории на физфаке МГУ. Открылась дверь, и на пороге возник невысокий человек академической наружности. Это был Анатолий Михайлович Орлов, он работал заведующим кафедрой в недавно образованном филиале МГУ в Ульяновске (впоследствии — УлГУ) и искал сотрудников в свою команду. В 1992 г. я должен был защищаться и за некоторое время до защиты приехал в Ульяновск, мы обговорили, какую должность я займу на кафедре Орлова, что буду преподавать.
Конечно, поначалу было нелегко. Но я считаю, когда человеку комфортно — это путь в тупик, как у Обломова. Система развивается лишь тогда, когда есть проблема и раздражитель.
— Много коллег приехало с вами из МГУ?
— Достаточно. Но не все прижились. Преподавание в университете — специфический вид деятельности. Как-то спросил у своего научного руководителя в МГУ Мальвины Борисовны Гусевой, почему такой-то профессор не преподаёт. А она ответила — потому что это очень тяжело, надо постоянно быть в тонусе. Вы должны ежедневно выходить на аудиторию в 200 человек и удерживать их внимание. За одну лекцию я полностью исписываю мелок! По сути, это театр. Надо понимать, когда студенты начинают засыпать, когда нужно анекдот рассказать. Но эта работа затягивает. Большинство людей, которые здесь трудятся, — артисты. Зачем артист выходит на сцену? Что, у него зарплата большая? Нет. Но он не может жить без внимания публики.
— Раз уж вы заговорили об артистах... Казалось бы, классический университет — это прежде всего серьёзная наука, но в УлГУ рядом с физиками и юристами уживаются и актёры, и музыканты…
— Не «но», а «потому что». Именно потому, что вуз классический, они и уживаются! Классический университет предполагает сочетание всех отраслей знаний. Всё образование началось с классических университетов. Первый технический появился только триста лет назад в Праге, а семьсот лет вузы были именно классическими. Поэтому мы и артистов готовим, и философов, переняв самые важные традиции классических университетов. Но при этом не замыкаемся на классическом наборе, открываем прорывные направления. Сейчас все занимаются технологиями — созданием материалов, устройств, биотехнологиями, информационными, здоровьем человека. Оставаться на позициях, которые были 400–500 лет назад, нельзя.