По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.23 DOI:10.33920/med-17-2510-05

Усиление роли налоговых стимулов в развитии медицинских организаций

Екатерина Владимировна Голубцова канд. экон. наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Россия, 109992, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, ORCID: 0000-0002-7762-794X, Golubtsova.EV@rea.ru

Актуальность темы статьи обусловлена ролью налоговых инструментов в обеспечении доступности медицинских услуг, содействии внедрению инновационных технологий в здравоохранении, а также в повышении привлекательности медицинского бизнеса для инвесторов. В статье анализируются действующие инструменты налогового стимулирования развития медицинских организаций. На основании данных ФНС России в работе проводится оценка востребованности и эффективности таких льгот, как нулевая ставка по налогу на прибыль для исследуемой категории налогоплательщиков, а также освобождение от НДС отдельных медицинских услуг. По итогам проведенного исследования даются рекомендации по донастройке налоговых механизмов, которые усилят регулирующее воздействие фискальных платежей на исследуемую сферу в целях обеспечения достижения государственных приоритетов в здравоохранении.

Литература:

1. Маковецкая Е.Н., Гороховский С.П. Частные медицинские организации как субъекты рынка медицинских услуг // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2025. — № 4. — С. 122. — DOI 10.24412/2411-0450-2025-4-224-229.

2. Цой А.О. Модели организации и вопросы эффективности финансирования системы здравоохранения // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. — 2025. — № 1. — С. 189–194. — https://doi.org/10.47576/29491894.2025.1.1.024.

3. Рябова Е.Л., Чапкин Н.С. Некоммерческие и коммерческие медицинские организации: теоретические аспекты осуществления деятельности // Власть истории — история власти. — 2024. — № 53. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekommercheskie-i-kommercheskie-meditsinskie-organizatsii-teoreticheskie-aspekty-osuschestvleniya-deyatelnosti.

4. Черковец М.В. Потенциал развития платных медицинских услуг для повышения доступности медицинской помощи в регионах России / М.В. Черковец, Е.В. Ордынская // Журнал Новой экономической ассоциации. — 2024. — № 4 (65). — С. 95–116. — DOI 10.31737/22212264_2024_4_95-116. — EDN YKUEGB.

5. Веригина А.В., Цибульникова В.Ю. О различиях в системах здравоохранения и их финансировании // Прикладные экономические исследования. — 2024. — № 1. — С. 75–80. — DOI 10.47576/2949-1908.2024.1.1.009.

6. Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». https://base.garant.ru/12153820/, Приложения 4.

7. Аннамырадов Э. Медицинская экономика: основные концепции, современные тенденции и вызовы // Наука и мировоззрение. — 2025. — № 45. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/meditsinskaya-ekonomika-osnovnye-kontseptsii-sovremennye-tendentsii-i-vyzovy.

8. Шинкарева О.В. Использование медицинскими компаниями амортизационной премии в налоговом учете для оптимизации налога на прибыль организаций / О.В. Шинкарева // Бухучет в здравоохранении. — 2024. — № 8 (272). — С. 33–40. — DOI 10.33920/med-17-2408-04. — EDN CHOGCJ.

9. Тарасова О.Н. Учет лицензий в медицинских организациях: актуальные вопросы и проблемы / О.Н. Тарасова // Бухучет в здравоохранении. — 2023. — № 1. — С. 7–15. — DOI 10.33920/med-17-2301-01. — EDN EZILIE.

10. Тихонова А.В. Трансформация налогового стимулирования инвестиций в человеческий капитал // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2024. — Т. 17, № 4. — С. 193–211. — DOI: 10.15838/esc.2024.4.94.11.

11. Постановление Правительства РФ от 20.02.2001 № 132 «Об утверждении перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30479/

12. Налоговый кодекс РФ подпункт 2 п. 2 ст. 149. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ c8ebcedc9ddce9d959d6c520c3b0d602f71e8e12/

13. Письмо ФНС России от 01.10.2021 № КВ-4-3/13965@.

14. Письмо ФНС России от 27.03.2013 № ЕД-18-3/313@.

1. Makovetskaya Ye.N., Gorokhovskiy S.P. Chastnyye meditsinskiye organizatsii kak sub”yekty rynka meditsinskikh uslug // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. 2025. № 4 122. DOI 10.24412/2411-0450-2025-4-224-229.

2. Tsoy A.O. Modeli organizatsii i voprosy effektivnosti finansirovaniya sistemy zdravookhraneniya // Innovatsionnaya ekonomika: informatsiya, analitika, prognozy. — 2025. — № 1. — S. 189–194. https://doi.org/10.47576/2949-1894.2025.1.1.024.

3. Ryabova Ye.L., Chapkin N.S. Nekommercheskiye i kommercheskiye meditsinskiye organizatsii: teoreticheskiye aspekty osushchestvleniya deyatel’nosti // Vlast’ istorii — Istoriya vlasti. 2024. № 53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekommercheskie-i-kommercheskie-meditsinskie-organizatsii-teoreticheskie-aspekty-osuschestvleniya-deyatelnosti.

4. Cherkovets M.V. Potentsial razvitiya platnykh meditsinskikh uslug dlya povysheniya dostupnosti meditsinskoy pomoshchi v regionakh Rossii / M.V. Cherkovets, Ye.V. Ordynskaya // Zhurnal Novoy ekonomicheskoy assotsiatsii. — 2024. — № 4 (65). — S. 95–116. — DOI 10.31737/22212264_2024_4_95-116. — EDN YKUEGB.

5. Verigina A.V., Tsibul’nikova V.Yu. O razlichiyakh v sistemakh zdravookhraneniya i ikh finansirovanii // Prikladnyye ekonomicheskiye issledovaniya. — 2024. — № 1. — S. 75–80. DOI 10.47576/2949-1908.2024.1.1.009.

6. Prikaz FNS Rossii ot 30.05.2007 № MM-3-06/333@ «Ob utverzhdenii Kontseptsii sistemy planirovaniya vyyezdnykh nalogovykh proverok». https://base.garant.ru/12153820/, Prilozheniya 4.

7. Annamyradov E. Meditsinskaya ekonomika: osnovnyye kontseptsii, sovremennyye tendentsii i vyzovy // Nauka i mirovozzreniye. 2025. № 45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/meditsinskaya-ekonomika-osnovnye-kontseptsii-sovremennye-tendentsii-i-vyzovy.

8. Shinkareva O.V. Ispol’zovaniye meditsinskimi kompaniyami amortizatsionnoy premii v nalogovom uchete dlya optimizatsii naloga na pribyl’ organizatsiy / O.V. Shinkareva // Bukhuchet v zdravookhranenii. — 2024. — № 8 (272). — S. 33–40. — DOI 10.33920/ med-17-2408-04. — EDN CHOGCJ.

9. Tarasova O.N. Uchet litsenziy v meditsinskikh organizatsiyakh: aktual’nyye voprosy i problemy / O.N. Tarasova // Bukhuchet v zdravookhranenii. — 2023. — № 1. — S. 7–15. — DOI 10.33920/med-17-2301-01. — EDN EZILIE.

10. Tikhonova A.V. (2024). Transformatsiya nalogovogo stimulirovaniya investitsiy v chelovecheskiy kapital // Ekonomicheskiye i sotsial’nyye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. T. 17. № 4. S. 193–211. DOI 10.15838/esc.2024.4.94.11.

11. Nalogovyy kodeks RF podpunkt 2 p. 2 st. 149. https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28165/c8ebcedc9ddce9d959d6c520c3b0d602f71e8e12/

12. Pis’mo FNS Rossii ot 01.10.2021 № KV-4-3/13965@.

13. Pis’mo FNS Rossii ot 27.03.2013 № YED-18-3/313@.

Налоговые льготы для медицинских организаций играют особую роль в реализации государственной фискальной политики. Это не просто инструмент стимулирования развития бизнеса, а ресурс повышения качества и доступности медицинских услуг [1; 2]. Кроме того, развитие платного сегмента здравоохранения снимает часть финансовой нагрузки с Фонда обязательного медицинского страхования, что тоже отвечает государственным интересам. Наличие возможности получения альтернативной платной медицинской помощи сокращает очереди и улучшает качество медицинского обслуживания [3]. Налоговые стимулы помогают медицинским организациям направлять больше средств на модернизацию оборудования, внедрять инновационные технологии и финансово стимулировать персонал клиник.

Цель исследования: выработка комплекса мер по усилению регулирующего воздействия фискальных платежей на развитие медицинских организаций в Российской Федерации.

Задачи исследования: для достижения поставленной цели были выявлены действующие фискальные преференции, распространяющиеся на налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в медицинской сфере; проведен анализ, позволяющий судить об эффективности существующих налоговых инструментов, а также сделаны предложения по совершенствованию налогового законодательства в исследуемой области.

К основными методам достижения цели работы необходимо отнести анализ нормативной базы и научных трудов по налогообложению медицинских организаций, обобщение и интерпретацию статистических данных ФНС России, а также факторный анализ.

Фискальные преференции также делают медицинский бизнес привлекательным для инвесторов [4; 5]. По данным ФНС России, рентабельность оказания услуг в здравоохранении в 2024 году была выше, чем в туристическом бизнесе и у предприятий общепита и торговли [6]. Этот показатель в здравоохранении поступательно увеличивался последние несколько лет (рис. 1). Исключение составляет 2021 год, когда наблюдался резкий скачок рентабельности из-за последствий пандемии. В этот год значительно возрос спрос на платные медицинские услуги, включая ПЦР-диагностику, КТ и МРТ легких. В 2020 году закрылось много платных клиник, которые не пережили карантинных ограничений. В отсутствие жесткой конкуренции оставшиеся медицинские центры повысили цены на свои услуги. Из чего можно сделать вывод о том, что наличие конкурентной среды обеспечивает доступность платной медицинской помощи [7]. Налоговые инструменты также стимулируют этот процесс [8].

Для Цитирования:
Екатерина Владимировна Голубцова, Усиление роли налоговых стимулов в развитии медицинских организаций. Бухучет в здравоохранении. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: