В начале нынешнего тысячелетия весь мир почувствовал беспрецедентное усиление глобальной конкуренции1 . Причем это усиление произошло на рынках как товаров, капитала, рабочей силы, так и высоких технологий. Следует отметить, что наиболее важной проблемой усиления глобальной конкуренции сегодня является ее долгосрочный характер. Это связано прежде всего с долгосрочной тенденцией к снижению темпов экономического роста в мировой экономике, «узостью» рамок «честной» конкуренции, теоретической возможностью нового не только экономического, но и политического передела мира, а также усилением конкуренции между крупнейшими ТНК мира за рынки сбыта с помощью новых технологий.
Для Российской Федерации дополнительным вызовом является ее отставание в инновационной сфере от передовых в этом отношении стран, что в перспективе грозит ей окончательной утратой своих конкурентных преимуществ в ходе новой промышленной революции.
Министр экономического развития РФ М. Орешкин считает усиление глобальной конкуренции в условиях замедляющегося экономического роста в мире одним из главных вызовов экономической безопасности РФ.
Системным же мы называем данный вызов, поскольку он грозит разрушением всей существовавшей до сих пор системы как внутренних, так и международных экономических отношений.
На товарном рынке мы наблюдаем, как растет роль ТНК в борьбе за рынки сбыта и предпочтения конечного потребителя. Маркетологи крупнейших корпораций уже давно не следуют потребностям потребителя, а формируют эти потребности, и самыми разнообразными способами, навязывая ему выгодные для себя стереотипы потребления. К примеру, почти в каждом уголке земного шара, в каждом пункте питания (фуд-кортах) мы наверняка найдем такую триаду: пиццерия, суши-бар, кофейня, принадлежащих крупнейшим сетевым компаниям. Это происходит в силу того, что базовые блюда данных предприятий питания весьма дешевы в производстве, а подать их стараются, как нечто дорогое и модное. В результате потребителю разных стран и пищевых предпочтений навязывается новый стереотип потребления, а традиционные игроки на ниве фастфуда сталкиваются с усилением конкуренции, и уже такой гигант, как, например, «МакДональдс» вынужден и у себя открывать кофейни, чтобы не отстать в конкурентной борьбе. Другой всем известный пример — это бесконечные судебные тяжбы между такими гигантами, как Apple и Samsung, которые, с одной стороны, стараются переманивать друг у друга потребителей, работая в одной нише, а с другой — работают как бы на «один карман», снабжая друг друга необходимыми компонентами для производства высокотехнологичного конечного продукта. Так рождается феномен «кооперативной» конкуренции (англ. — coopetition). При этом их уже второй год на таком емком рынке, как китайский, их теснят местные производители смартфонов. Заметим, что китайские производители потихоньку (примерно за последние 5–7 лет) тоже выросли в гигантов-конкурентов, которые нуждаются в мировом рынке сбыта.