В настоящее время транспортная безопасность играет огромную роль в перевозочном процессе любого вида транспорта, в том числе и автомобильного. Бо́льшая часть пассажиров, которая пользуется автомобильным городским наземным транспортом, не подразумевает о существовании целой системы установленных мер по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности, установленной государством.
Постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 №940 были приняты уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядок их объявления (установления) и отмены.
Всего существует 3 уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:
— уровень № 1 — степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;
— уровень № 2 — степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;
— уровень № 3 — степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
Важно знать, что уровень №1 для всех объектов дорожного хозяйства, объектов автомобильного городского и наземного электрического транспорта действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.
Поскольку уровень № 1 является постоянным действующим, то для него разработана самая подробная и детальная система мер по обеспечению транспортной безопасности, введенная другим нормативным актом — постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2016 г. №924, которое устанавливает для перевозчиков и субъектов транспортной инфраструктуры обязательные к исполнению требования закона.
К таким мерам относятся: оснащение объектов транспорта техническими средствами, назначение ответственных лиц, разработка организационно-распорядительных документов по безопасности, формирование либо привлечение аккредитованного подразделения по обеспечению транспортной безопасности и многое другое.
Существующие на сегодняшний день в России террористические угрозы на транспорте, в том числе на городском транспорте, побуждают федеральные и региональные органы исполнительной власти к системному подходу в обеспечении антитеррористических мер. Данный подход заключается во всестороннем анализе и прогнозе развития ситуации, раннем обнаружении планируемых террористических актов, оперативном сопровождении поступающей информации и заблаговременном упреждающем воздействии на террористическую угрозу. Перечисленные меры, безусловно, обеспечат значительное снижение вероятности осуществления террористических акций, что в конечном счете будет способствовать сохранению жизни и здоровья граждан. Согласно ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности», под транспортной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства [1].
Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств №2 и 3 объявляются (устанавливаются) и отменяются субъектами транспортной инфраструктуры на основании:
— решения руководителей образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.02.2006 № 116 Федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;
— решения министра внутренних дел Российской Федерации либо министра транспорта Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения не носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
При этом уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств №2 и 3 могут объявляться (устанавливаться) как в отношении 1 объекта, так и в отношении группы (2 и более) объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Стоит отметить, что на практике объявление повышенных уровней безопасности на транспорте является крайне редким явлением, даже в случаях совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов.
Ввиду открытости и доступности транспортного предприятия, вездесущности движения транспортных средств, широкого распространения транспортной системы и наличия многих потенциально опасных мест антитеррористические меры безопасности сталкиваются со значительными препятствиями. Нарушение движения транспорта может привести к серьезным последствиям, губительным как для национальной экономики, так и для общества в целом. Кроме того, всегда существует вероятность преодоления террористами любой оборонительной системы. Исходя из вышеназванных факторов, становится очевидной потребность в принятии новой стратегии по борьбе с терроризмом, которая будет опираться на многослойную систему, включающую в себя чередование различных защитных мер [2].
Как было сказано чуть ранее, уровень №1 является постоянным действующим и для него государством разработаны наиболее полные меры по обеспечению безопасности пассажиров. Однако уровни №2 и 3 также не лишены специальных мер, нацеленных на устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
К таким мерам относятся: увеличение численности работников подразделения транспортной безопасности и периодичности патрулирования в целях выявления нарушителей, ограничение количества мест доступа на территорию объекта транспортной инфраструктуры, запрет допуска на установленные критические элементы объектов транспорта, проведение дополнительных мероприятий по досмотру и пр.
Следует признать, что государственная политика в области транспортной безопасности, являющаяся неотъемлемой частью государственной транспортной политики Российской Федерации, на нормативном уровне урегулирована не в полной мере. Правоприменители обращают внимание на тот факт, что в действующем законодательстве, регулирующем вопросы обеспечения транспортной безопасности, отсутствовала и до сих пор отсутствует дефиниция государственной политики транспортной безопасности, не конкретизированы цели и меры, направленные на обеспечение транспортной безопасности [3].
Таким образом, можно сделать вывод, что существующий порядок применения уровней безопасности на транспорте свидетельствует о возрастающей роли системы обеспечения безопасности пассажиров.