По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.26

Уроки частного здравоохранения (по материалам научного исследования)

Комаров Юрий Михайлович генеральный директор НПО «Медсоцэкономинформ», директор сотрудничающего центра ВОЗ, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Международной академии информатизации при ООН, Академии социальных наук, Петровской академии, действительный член Международной организации по семейной медицине (WONCA), член Комитета экспертов ВОЗ и Европейского общества по исследованию служб здравоохранения

Учитывая ежегодный рост частных затрат на здравоохранение в России, достигших в 2014 г. 43% совокупного финансирования отрасли, полезным является изучение опыта США по организации и финансированию частной системы здравоохранения. Ранее ошибочно считалось, что поскольку в СССР существует государственное здравоохранение, то и опыт нужно изучать в странах с аналогичной системой, а в США здравоохранение бессистемное и частное. Там развиваются новые технологии, а организации здравоохранения нет, оно неуправляемое и стихийное. Вместе с тем за последние годы США очень серьезно продвинулись в области организации медицинской помощи, настолько, что их опыт становится предметом изучения других стран. В статье рассмотрены материалы исследования НПО «Медсоцэкономинформ» Министерства здравоохранения Российской Федерации под руководством доктора медицинских наук, профессора Ю.М. Комарова системы здравоохранения США.

Не вызывает сомнения наличие в США очень высокого уровня медицинских технологий (профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных), биотехнологий, производства лекарственных препаратов и изделий медицинской техники, жесткого и чрезвычайно эффективного контроля за качеством лекарственных препаратов и продуктов питания. Этому можно и нужно учиться, осуществлять обмен опытом и специалистами. Если сюда добавить высокий уровень научных медицинских и биологических исследований, огромный объем (до 40% от всего мирового объема) научно-медицинской литературы с разветвленной системой доступа к ней, высокий уровень статистики здоровья, массированную борьбу с факторами риска, наличие известных во всем мире научных центров и ученых, то становится понятным интерес специалистов разных стран мира к медицине и медицинской науке США. И это справедливо.

Структура служб здравоохранения следующая. Во главе Федерального министерства — Департамента здравоохранения и социального обеспечения находится секретарь (министр), который подчиняется непосредственно президенту. Как правило, во многих западных странах это опытный политик (юрист или экономист) и соответственно функции его чисто политические — лоббировать интересы ведомства в Парламенте, организовывать взаимодействие с другими ведомствами по критерию здоровья, осуществлять национальную политику в области охраны здоровья с учетом выделенных приоритетов, готовить законодательные и нормативные акты.

За решение медико-организационных проблем несут ответственность главные медицинские советники (в США — заместитель секретаря и главный хирург). Такое разделение обязанностей является обоснованным, т. к. всю охрану здоровья к решению только медицинских проблем свести нельзя. В табеле о рангах должность секретаря (министра) в США занимает весьма высокое место после президента, вицепрезидента, госсекретаря, силового министра. И это правильно как с точки зрения социальной ориентации деятельности правительства, так и с экономической, поскольку более 17% всего ВВП США уходит на здравоохранение (на оборону — почти в 4 раза меньше).

Для Цитирования:
Комаров Юрий Михайлович, Уроки частного здравоохранения (по материалам научного исследования). Экономист лечебного учреждения. 2016;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: