По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 62–83

Упрощенный алгоритм оптимальной стратегии «Максимальний момент на ампер» для управления синхронным двигателем с постоянными магнитами

Толочко О.И. д-р техн. наук, проф., Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского»
Бурмелев А.А. студент, Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского»

Для синхронных двигателей со встроенными в ротор постоянными магнитами выполнен синтез системы векторного управления по стратегии «Максимальный момент на ампер» на базе предложенных упрощенных зависимостей между электромагнитным моментом и ортогональными составляющими токов статора. Синтезированная система имеет энергетические свойства оптимальной системы, динамические свойства стандартной системы векторного управления, не требует решения алгебраических уравнений в реальном времени или применения предварительно рассчитанных объемных таблиц, а также не использует в алгоритме управления алгебраических контуров.

Литература:

1.Schröder, Dierk. Elektrische Antriebe  — Regelung von Antriebssystemen // Berlin; Heidelberg: Springer, 2009. — 1336 p. 2.Krishnan, R. Permanent magnet synchronous and brushless DC motor drives / R. Krishnan. — CRC Press, 2010. — 564 p. 3.Morimoto S., Takeda Y., Hatanaka K., Tong Y., HirasaT. Design and control system of permanent magnet synchronous motor for high torque and high efficiency operation // Industry Applications.  — 1991.  — Vol. 1.  — P. 176–181.

4. .  Morimoto S., Hatanaka K., Takeda  Y., Tong Y., Hirasa  T. High performance servo drive system of salient pole permanent magnet synchronous motor // Industry Applications. — 1991. — Vol. 1. — P. 463–468. 5.Roos J.G., Enslin J.H. R. Analysis, simulation and practical evaluation of torque vector control strategies for medium power highly responsive PMSM drives // Power Electronics and Variable-Speed Drives.  — 1991.  — P. 34–39.

6. Lee J.-G., Nam K.-H., Lee S.-H., Choi S.-H., Kwon S.-W. A lookup Table Based Loss Minimizing Control for FCEV Permanent Magnet Synchronous Motors // Journal of Electrical Engineering Technology. — 2009. — Vol. 4. No. 2. — P. 201–210. 7.Bose, Bimal  K. Modern power electronics and AC drives // New Jersey: Prentice Hall PTR, 2002. — 711 p. 8.Толочко О. І., Божко В. В. Дослідження електроприводів на  основі синхронного двигуна з постійними магнітами при оптимальному керуванні за максимумом моменту на ампер // Взрывозащищенное электрооборудование: сб. научн. тр. УкрНИИВЭ. — 2010. — Донецк: ООО «АИР». — С. 242–247. 9.Толочко  О.І., Бугровий А.А.  Поліпшення динаміки систем електроприводу на  базі синхронного двигуна з постійними магнітами при використанні оптимальних стратегій керування // Технічна електродинаміка, 2016, № 5. — С. 35–37.

Постановка проблемы. В настоящее время все большее внимание уделяется повышению энергоэффективности управления электромеханическими объектами. Особое значение решение этой задачи имеет для систем электропривода с автономными источниками электроэнергии, в частности для электромобилей, позволяя повысить их пробег между подзарядками. Одним из двигателей, широко используемых в электромобилях, является синхронный двигатель с постоянными магнитами (СДПМ), установленными на поверхности или внутри ротора. При установке магнитов внутри ротора СДПМ его механическая прочность повышается, а электромагнитная система машины становится асимметричной. Данный эффект приводит к появлению реактивной составляющей электромагнитного момента. Для таких двигателей, которые в англоязычной литературе называют IPMSM (Interior Permanent Magnet Synchronous Machine), разработаны оптимальные стратегии управления, которые повышают энергоэффективность систем электропривода. При работе в первой зоне регулирования скорости обычно используют стратегию оптимизации «Максимальный момент на ампер» (MTPA — Maximum Torque Per Ampere), которая обеспечивает желаемое установившееся значение момента двигателя при минимально возможном значении амплитуды тока статора и при меньшем значении амплитуды напряжения статора по сравнению с классическими системами векторного управления (СВУ) с поддержанием d-составляющей тока статора на нулевом уровне [1–9].

В отличие от асинхронного двигателя (АД), применение алгоритма MTPA при управлении IPMSM обеспечивает одновременно и минимизацию потерь в меди:

где RS — активное сопротивление обмотки статора.

Положительный эффект достигается за счет оптимального распределения тока статора i S между продольной (i d ) и поперечной (i q ) ортогональных составляющих.

Однако практическая реализация оптимальных систем сталкивается с трудностями, связанными с тем, что для формирования заданий на составляющие статорного тока необходимо решать в реальном времени уравнения 4-й степени, определяющее в неявном виде зависимость i q (M). Чтобы избавиться от этой операции, используют более простые структуры [1, 2, 8, 9], в которых ухудшаются динамические свойства системы векторного управления (СВУ) [10]. Некоторые из предложенных алгоритмов имеют в своем составе алгебраические контуры, а некоторые связаны с решением алгебраического уравнения в режиме on-line, и составлением табличных функций с последующей аппроксимацией их степенными полиномами [3].

Для Цитирования:
Толочко О.И., Бурмелев А.А., Упрощенный алгоритм оптимальной стратегии «Максимальний момент на ампер» для управления синхронным двигателем с постоянными магнитами. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: