Водные ресурсы объективно не вписываются в систему принятых понятий «природные ресурсы» как локальных геологических природных структур (образований), а являются ограниченно восполняемым физически неразрывным природным элементом (как воздух), антропогенное и климатическое воздействие на который в любой его части оказывает влияние на весь водный бассейн, включая как поверхностные, так и подземные воды. Кроме того, любой водный объект имеет порог допустимого антропогенного воздействия, который определяется климатическими факторами на территории водосбора и при превышении которого наступает его экологическая деградация с растянутыми и нарастающими во времени негативными последствиями для окружающей природной среды, и как следствие — для отраслей экономики и социума.
Соответственно, управление экологически безопасным водопользованием жизненно необходимого природного ресурса требует высокопрофессионального подхода с прогнозной оценкой последствий антропогенного воздействия на весь природный комплекс бассейна водного объекта с минимизацией и компенсацией экологического ущерба (бассейновый подход). Не случайно, что в СССР подземные (артезианские) воды признавались стратегическим резервом страны для будущих поколений и на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в виде резервного источника водообеспечения населения, что в современной России практически забыто.
Сложившаяся практика деятельности и возможности влияния агентства Росводресурсы в составе Минприроды России при либеральной рассредоточенной модели управления экономикой страны как по участию в планировании водохозяйственного обеспечения социально-экономической и природоохранной политики, так и эффективному управлению сбалансированным взаимодействием отраслевых и субъектных водопользователей в границах бассейнов главных водных объектов с экологически допустимыми воздействиями на водные ресурсы, однозначно свидетельствует о недееспособности сложившейся системы управления водным хозяйством страны. Причины: в первую очередь — это отсутствие единого юридического хозяина водных объектов с надотраслевой государственной ответственностью за принимаемые решения по общему (многоотраслевому) безопасному бассейновому водопользованию; дефицит законодательных мер и инструментов принуждения к выполнению нормативно допустимых воздействий к водопользователям всех уровней на фоне дефицита выделяемых финансовых ресурсов и инвестиций (в т. ч. невозможность их концентрации на важнейших направлениях) и острейший дефицит в управляющих структурах профессиональных кадров с базовым образованием и профильным опытом работы на реальных объектах.