По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.273

Управление товарными запасами лекарственных препаратов с учетом фактора сезонности

Воронов Алексей Владимирович канд. экон. наук, ГКУ МО «Дирекция единого заказчика Министерства здравоохранения Московской области», alvoron@mail.ru

Грамотное управление товарными запасами лекарственных препаратов играет важную роль как в экономической деятельности аптечных организаций и дистрибьюторов лекарственных препаратов, так и для пациентов, которые должны иметь возможность получения своевременной лекарственной помощи. Неэффективное управление товарными остатками лекарственных препаратов способно негативно сказываться на рентабельности фармацевтической организации, причем опасно как наличие излишков, так и дефектура лекарств. Важным фактором качественного управления товарными запасами лекарственных препаратов является фактор сезонности, который может быть смоделирован с помощью математических методов и использован при разработке программного обеспечения для аптечных организаций и дистрибьюторов. Нами проведена классификация лекарственных препаратов по отношению к фартору сезонности, методы ее выявления, последствия игнорирования сезонности фармацевтической организацией, приведен пример использования подходов к сезонному фактору для определения потребности в лекарственных препаратах при простудных заболеваниях, инфекциях желудочно-кишечного тракта, поллинозах. В данной статье выявлены последствия, к которым может привести игнорирование фактора сезонности, методы, с помощью которых фактор сезонности может быть выявлен, определен алгоритм действий программного обеспечения фармацевтической организации при управлении товарными остатками.

Литература:

1. Воронов А. В. Маркетинг и логистика в сфере фармацевтической деятельности регионов Российской Федерации: монография [Текст]. – М.: ГУУ, 2012. – 315 с.

2. Воронов А. В., Воронов В. И. Основные элементы эволюции элементов цепей поставок в международной логистике // ЛОГИСТИКА. Проблемы и решения. Международный научно-практический Журнал. – 2013. – № 2.

3. Воронов А. В. Коммерческая деятельность в фармацевтике. Современные методы совершенствования коммерческой деятельности фармацевтического предприятия. Verlag / Издатель: LAP LAMBERT Academic Publishing ist ein Imprint der / является торговой маркой AV Akademikerverlag GmbH & Co. KG Heinrich-Böcking-Str. 6–8, 66121 Saarbrücken, Deutschland / Германия – 2013. – 135 p.

4. Voronov А. V., Andreeva I. N., Voronov V. I., Kazantseva M. M. The main concepts of the logistics management of pharmaceutical organization in the market conditions. Science and Education [Text]: materials of the III international research and practice conference, Vol. II, Munich, April 25th – 26th, 2013 / publishing office Vela Verlag Waldkraiburg – Munich – Germany, 2013–444 p.

5. Voronov А. V., Andreeva I. N. Features of vector logistics of information streams in preferential provision of medicines of population of the Russian Federation. Science, Technology and Higher Education. Materials of the II international research and practice conference, Vol. II, Westwood, April 17th, 2013 /publishing office Accent Graphics communications – Westwood, Canada 2013 5720 Boul. Cavendish, Montreal, Quebec, H4W 1S9, Canada.

Товарные запасы выступают в качестве важного элемента деятельности любого как розничного, так и оптового фармацевтического предприятия.

Их задача выравнивать сбои снабжения, производства, перемещения, распределения, замены и сбыта лекарственных препаратов. Наличие запаса само по себе, без привязки к ситуации в отдельно взятом предприятии, не может быть истолковано однозначно.

Для определения полезности или вреда запасов необходимо определение обоснованности объема хранения, обновления и уходимости товарного запаса на основе логистических и маркетинговых подходов.

Невостребованные запасы лекарственных препаратов способны «замораживать» необходимые фармацевтическому предприятию для других нужд ресурсы на их хранение и обслуживание. Недостаточный объем запаса может привести к частичной или полной остановке продаж, что чревато потерей прибыли как в момент отсутствия товара на полке аптеки, так и опосредованно, отсрочено, в случае, если покупатель, которому отказали в товаре, на будущее предпочтет выбрать аптеку, более грамотно управляющую своими товарными запасами.

Автоматизация управления товарными запасами позволяет:

1) выявить лекарственные препараты, которые надо заказать;

2) точно определить срок и объем формирования заявки;

3) направить заявку оптимальному поставщику.

Исходной для системы управления запасами лекарственных препаратов является постоянно обновляемая в автоматическом режиме информация о скорости продаж и стоках лекарственных препаратов в торговом зале аптеки, на складе, отгруженных дистрибьюторами партиях товара.

Поэтапно алгоритм выполнения действий программного обеспечения аптеки при управлении стоками лекарственных препаратов на основе статистических методов можно отобразить следующим образом:

1) обработка системой данных о продажах, товарных остатках, сделанных заявках, товаре в пути;

2) фильтрация значений ряда данных (ликвидация выбросов);

Для Цитирования:
Воронов Алексей Владимирович, Управление товарными запасами лекарственных препаратов с учетом фактора сезонности. Справочник врача общей практики. 2015;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: