Разработка и промышленное освоение технологических новшеств, как правило, связаны со значительными единовременными вложениями при высоких сроках возврата инвестиций и значительных инвестиционных, финансовых, производственных рисках. Соответственно, на всех стадиях жизненного цикла инновационного проекта представляется оправданным задействование процессов мониторинга [1]. Группа процессов мониторинга ориентирована на сбор информации о ходе реализации проекта, анализ отклонений и выработку действенных мер регулирования. Выполнение процессов данной группы должно, по нашему мнению, основываться на концепции и методологии эффективности. Учитывая расширенное системное понимание эффективности как определяющего свойства любой целенаправленной деятельности, которое с гносеологической точки зрения раскрывается через категорию цели и объективно выражается степенью достижения цели с учетом затрат ресурсов и времени [2], мониторинг инновационных проектов должен быть ориентирован на три ключевых параметра: целевой эффект, затраты ресурсов и затраты времени на реализацию проекта.
Сложившаяся методология бухгалтерского и налогового учета определяют хорошие предпосылки к формированию действенной системы мониторинга по параметрам «целевой эффект» и «затраты ресурсов» при условии адаптации к особенностям управления инновационным проектом по стадиям жизненного цикла. Это связано с тем, что на каждой стадии инновационного проекта решается круг специфических задач, а целевой результат корректируется и уточняется в зависимости от результатов предшествующих стадий жизненного цикла инновации.
В рассмотрении задач мониторинга инноваций мы исходили из сложившейся на отечественных предприятиях практики структурирования содержания продуктовых инноваций, в соответствии с которой выделяют стадии:
а) поисковые научно-исследовательские работы;
б) опытно-конструкторские и технологические работы;
в) промышленное освоение производства продуктовой инновации;
г) промышленное производство продуктовой инновации (выход на операционную деятельность).