Развитие туристской отрасли является одним из эффективных механизмов поддержания устойчивости экономики. Международный туризм демонстрирует непрерывный рост, даже несмотря на возникающие геополитические проблемы. За первое полугодие 2014 года число международных туристских прибытий выросло на 5 % [24]. На долю туризма приходится более 3 % мирового ВВП, а с учетом мультипликативного эффекта — более 9 %. В туристской индустрии занято около 8 % всего работающего населения планеты. В ВВП Российской Федерации доля туризма несколько ниже мировой — 2,5 %, с учетом мультипликативного эффекта — более 6 %.
Российская Федерация обладает огромными туристскими ресурсами благодаря природным, историческим, культурным и многим другим факторам. В 2013 году Россия вошла в десятку лучших туристских дестинаций мира (по количеству туристских прибытий). В рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий Российская Федерация занимает 63-е место из 133 стран мира, при этом важно отметить, что страна занимает 5-е место по наличию природных туристских ресурсов мирового значения и 9-е место — по наличию памятников культуры [21]. Одним из наиболее привлекательных для туристов мест является озеро Байкал, входящее в объект всемирного наследия ЮНЕСКО.
Растущий спрос на туризм ставит перед прилегающими к озеру регионами (Республика Бурятия и Иркутская область) ряд задач, решение которых необходимо для устойчивого и успешного развития туристической отрасли, учитывая тот факт, что параллельно развиваются несколько разных видов туризма (спортивный, религиозный, экологический и пр.).
С целью развития туризма на озере Байкал Правительством РФ было принято решение о создании двух туристско-рекреационных особых экономических зон: «Ворота Байкала» [8] в Иркутской области и «Байкальская гавань»1 в Республике Бурятия.
Развитие туристско-рекреационного потенциала озера Байкальского региона (на примере Иркутской области и Республики Бурятия) зависит от очень многих факторов. Иркутская область обладает огромным туристическим потенциалом, однако структура валового регионального продукта показывает, что туристическая деятельность не является ключевой экономической деятельностью субъекта (табл. 1).