Создание эффективной, динамичной промышленности предполагает квалифицированное управление основными факторами роста. Нередко, когда анализируем показатели инвестиций, валового продукта, инфляции, мы забываем о том, что это есть результат человеческой деятельности, мотивации отдельных людей, экономических структур, сообществ.
Экономическая политика превращается в непрерывную игру с цифрами и показателями. Хотя сердцевина экономической политики — это целенаправленное формирование мотивации экономического поведения отдельных людей, частных и государственных структур. Как повлияют изменения в финансовой, внешнеэкономической и налоговой политике на экономическое поведение и эффективность промышленности — вот на такие вопросы нужно научиться отвечать при составлении программ социально-экономического развития страны. О наиболее важных аспектах такого взгляда на управление идет речь в данной статье.
Как сегодня улучшить управление промышленностью? Мы отказались от отраслевых министерств. Что такое было отраслевое министерство? Это пятьдесят и более предприятий, это отраслевые научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, обязательно институт технико-экономической информации, который следил за всеми мировыми новинками в своей области. Было много научно-производственных объединений.
То есть министерство — это, по‑современному, тот же холдинг, где есть управляющая компания и подчиненные ей предприятия. У нас сейчас есть ассоциации станкостроителей, предприятий сельхозмашиностроения и целый ряд других. Но эти ассоциации слабые, без хорошей научной базы и без серьезного финансирования.
Предложение заключается в том, что надо укрупнять, объединять не только регионы, но и похожие по профилю предприятия. И через ассоциации управлять профильными компаниями для того, чтобы развивать:
• гражданское авиастроение;
• двигателестроение;
• радиоэлектронику;
• фармацевтику и производство лекарств;
• энергетическое, транспортное, сельхозмашиностроение и т.д.