К числу наиболее часто используемых методов финансирования риска или покрытия убытка (Risk financing) относят следующие методы:
— покрытие убытка из текущего дохода;
— покрытие убытка из резервов;
— покрытие убытка за счет использования займа;
— покрытие убытка на основе самострахования;
— покрытие убытка на основе страхования;
— покрытие убытка на основе нестрахового пула;
— покрытие убытка за счет передачи этого финансирования на основе договора;
— покрытие убытка на основе поддержки государственных и/или муниципальных органов;
— покрытие убытка на основе спонсорства.
Первые четыре метода представляют процедуру «сокращение риска», а последние пять — процедуру «передача риска».
Покрытие убытка из текущего дохода
Суть метода покрытия убытка из текущего дохода (Current expensing of losses) сводится к тому, что покрытие ущерба осуществляется по мере его возникновения за счет текущих денежных потоков компании. При этом не создается никаких (внутренних или внешних) фондов.
Использование данного метода оправданно в тех случаях, если величина потенциальных убытков небольшая, так что возмещение ущерба существенно не искажает денежных потоков. Частота наступления убытков в принципе может быть любой, но ожидаемый ущерб должен быть достаточно мал, поэтому данный метод особенно часто используется в тех случаях, когда вероятности неблагоприятных событий также невелики. Увеличение количества рисков ограничивает возможность использования данного метода, так как совокупный ущерб может стать достаточно большим для того, чтобы исказить денежные потоки фирмы. Такие факторы, как однородность или неоднородность рисков, существенно не влияют на принятие решений об использовании метода финансирования риска или покрытия убытка из текущего дохода.
Данный метод управления рисками используется достаточно часто, потому что во многих ситуациях убытки так незначительны, что компания может покрыть их самостоятельно. Тем не менее при его выборе необходимо помнить, что предполагаемые убытки могут произойти в течение короткого периода времени или в течение периода, когда компания имеет низкие доходы. Поэтому финансовые возможности фирмы являются ключевым фактором выбора этого метода.