По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.25

Управление рисками в медицинской организации

Климов Владимир Анатольевич главный редактор журнала «Главврач», Klimov12008@rambler.ru

Внедрение стандартов ISO 9001:2015 в широкую клиническую практику является одной из приоритетных задач управления качеством оказания медицинской помощи. Риск — ориентированных подход является важной составляющей стандартизации по системе ISO. В статье предложены алгоритм управлениями рисками безопасности пациента в медицинской организации и общие правила разработки корригирующей программы рисков.

Литература:

1. Аванесов Е. К. ИСО 9001 новой версии в сфере здравоохранения. Идеология и практика. // Медицинский алфавит. — 2015. — № 18. — С. 18–26.

2. Демидчик Ю. Е., Старжинский В. П., Калинина Т. В. Применение международных стандартов качества ISO 9000 в системе здравоохранения // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. — 2013. — № 2. — С. 39–42.

3. Матыцин Н. О., Баранов А. И. Использование современных подходов к менеджменту качества для создания системы управления качеством медицинской помощи // Вестник Росздравнадзора. — 2015. — № 3. — С. 44–48.

4. Михайлова Н. В. Методология обеспечения и управления качеством медицинской помощи в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 // Вестник Росздравнадзора. — 2010. — № 3. — С. 19–27.

Безопасность медицинской деятельности — состояние, при котором риски и условия, ведущие к физическому, психологическому или материальному ущербу, находятся под контролем в целях охраны здоровья и благополучия индивидуумов и общества (Монреальская декларация ВОЗ, 2002) [1].

Понятие «риск» (в частности, медицинской деятельности) используется в стандарте ISO 9001:2015. Этот стандарт делает акцент на рисках, включая их в требования к созданию, внедрению, поддержке и усовершенствованию системы управления качеством. Риск медицинской деятельности следует рассматривать как вероятность неисполнения основной задачи системы управления качеством — оказание пациенту медицинской помощи и медицинской услуги высокого качества. Использование концепции риск-менеджмента предусматривает проведение оценки рисков и принятие решений, основанных на результатах этой оценки.

Не все процессы системы менеджмента качества представляют один и тот же уровень риска. Мышление, основанное на рисках, означает их качественный и количественный учет. Организация должна планировать действия, связанные с изучением рисков и проведением мероприятий по управлению рисками в процессе управления качеством, а также оценивать результаты этих действий.

Варианты реагирования на риски могут включать исключение рисков, принятие рисков, устранение источников риска, изменение вероятности или последствия рисков, распределение рисков. Внедрение концепции риск-менеджмента требует от учреждения здравоохранения использования как технологии и методов оценки рисков, так и методологии и инструментов усовершенствования деятельности, таких, как FMEA, бенчмаркинг, методология QFD [2].

Управление рисками медицинской деятельности — процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных его реализацией.

Управление рисками — инструмент обеспечения безопасности пациента.

Культура безопасности — это совокупность индивидуальных и групповых ценностей, взглядов, восприятий, компетенций и моделей поведения, которые описывают обязательства, стиль и профессионализм управления ЛПУ в аспектах охраны здоровья и безопасности. Для ЛПУ с позитивной культурой безопасности характерно информационное взаимодействие, основанное на взаимном доверии, едином восприятии важности обеспечения безопасности и убежденности в эффективности профилактических мер (JCV, 2014) [3].

Ключевые характеристики программы обеспечения безопасности:

– признание того, что деятельность больницы сопряжена с высоким риском, и принятие обязательств по обеспечению устойчивой безопасности;

– формирование рабочей среды, в которой можно сообщать об ошибках или инцидентах без боязни наказания или ущемлений;

– поощрение коллективной работы сотрудников, трудящихся на разных уровнях и в разных подразделениях по поиску решений в вопросах, связанных с безопасностью пациентов;

– организационные обязательства по выделению ресурсов (в частности, рабочего времени сотрудников, образовательной подготовки, безопасных способов отчетности об инцидентах и т. д.) для решения проблем безопасности.

Инцидент — неожиданная ситуация, которая не является типичной для процесса лечения пациента (например, пациент получил неверную дозу препарата — 20 ед. инсулина вместо 2 ед).

Потенциальная ошибка — это событие, которое потенциально может привести к серьезным физическим или психологическим неудобствам, повреждениям или даже смерти, но не привело к этому по случайности или вовремя предпринятым предупреждающим мерам (например, врач назначил 20 ед. инсулина вместо 2 ед., однако ошибка была обнаружена прежде, чем пациенту ввели лекарство) [4].

Медицинская ошибка — незлоумышленное заблуждение врача (или любого другого медицинского работника) в ходе его профессиональной деятельности, если при этом исключается халатность и недобросовестность. От клинических ситуаций, связанных с медицинскими ошибками, погибает 456 человек в день (один самолет «Боинг 747» с пассажирами) ежедневно.

Нельзя путать понятие медицинской ошибки с осложнением. Осложнение — патологический процесс или патологическое состояние, присоединившиеся к основному заболеванию в связи с особенностями его патогенеза или как последствие проводившихся диагностических или лечебных мероприятий. Осложнение не обязательно развивается при данном заболевании, так как относится к вторичным по отношению к патогенезу патологическим процессам.

По данным Гарвардской школы общественного здравоохранения (2014), к основным медицинским ошибкам относятся:

– ошибочное назначение лекарственного препарата;

– катетер-ассоциированная инфекция мочевыводящих путей;

– катетер-ассоциированная инфекция кровотока;

– госпитальная пневмония;

– венозные тромбоэмболические осложнения;

– падения;

– пролежни.

По данным различных исследований в мире ежегодно допускается 43 млн медицинских ошибок. Поэтому, по мнению ряда авторов, безопасность пациента — это прежде всего защита от врачебных ошибок.

Медицинские ошибки можно классифицировать на следующие типы:

– медикаментозные (связанные с неправильным использованием лекарственных препаратов);

– хирургические (например, удаление здорового органа);

– диагностические (неправильно установленный диагноз);

– связанные с медицинским оборудованием (например, поломка аппарата ИВЛ или дефибрилятора);

– инфекционные (внутрибольничные инфекции);

– трансфузиологические (например, переливание не совместимой по группе или резус-фактору крови);

– терапевтические (неправильный выбор метода лечения, не связанный с приемом лекарственных препаратов).

Необходимо отметить, что значительная доля медицинских ошибок связана с управленческим или человеческим фактором. При этом ведущими причинами могут быть: большая нагрузка и усталость (13 %), небольшое количество медицинских сестер на большое число пациентов (25 %), недостаточная подготовка персонала (15 %), проблемы в фармакологической подготовке (49 %), неправильный расчет дозировки (6 %), неразборчивая информация в листе назначений (9,8 %).

Зачем регистрировать ошибки?

Сбор данных позволит выявить ошибки, определить зоны риска и слабые места, разработать корректирующие мероприятия, которые позволят предотвратить недостатки работы.

Управление рисками через внедрение системы менеджмента качества включает в себя 4 этапа (см. табл. 1).

Основные риски медицинской помощи:

  • кадровые риски,
  • риск при проведении манипуляций (процедур) без идентификации пациента,
  • риск выполнения операции не на той части тела или другому пациенту,
  • риск возникновения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи,
  • риск развития тромбоэмболических осложнений, –
  • риск падения пациентов,
  • риск возникновения пролежней,
  • риск при проведении лекарственной терапии,
  • риск при проведении лабораторных исследований.

Таким образом, идентификацию факторов риска в работе медицинской организации можно разделить на несколько групп:

– риски в работе среднего и младшего медицинского персонала (идентификация пациента, идентификация лекарственного средства, пролежни и т. д.);

– риски в работе врачебного персонала (инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи, венозные тромбоэмболические осложнения и т. п.);

– организационно-административные (кадровые, медицинское обеспечение и пр.);

– риски в работе диагностических служб и др.

Итак, более подробно о некоторых видах из перечисленных выше рисков.

Риски при проведении манипуляций

I. Инфекционные риски:

– гигиена рук;

– катетер-ассоцирующая инфекция;

– инфекционная оценка хирургического вмешательства.

II. Риски при выполнении манипуляций:

– идентификация пациента, лекарственных средств;

– наблюдение за пациентом;

– ошибочное введение лекарственных средств.

III. Кадровые риски:

– текучесть кадров;

– самонадеянность;

– коммуникации.

Кадровые риски — по данным общемировой статистики, 80 % ущерба активам организации наносится их собственным персоналом.

– риск найма на работу низкоквалифицированных сотрудников;

– риск текучести кадров;

– адаптационный риск;

– риск неэффективного использования работников (низкая производительность труда);

– риск низкой мотивации труда;

– риск неэффективного обучения;

– зависимость от ключевых сотрудников.

Управление кадровыми рисками (мероприятия, позволяющие снизить кадровые риски в учреждении здравоохранения):

– «входной контроль» знаний;

– создание постоянно действующих рабочих групп;

– наставничество;

– проведение welcome-тренингов для поступающих на работу специалистов;

– проведение анкетирования среди сотрудников больницы;

– создание узкоспециализированных служб (КЦО, служба питания, отдел санитарного обслуживания);

– применение нестандартных форм обучения (активные тренинги, деловые игры);

– бенчмаркинг;

– формирование корпоративной культуры;

– проведение корпоративных праздников.

Риски лаборатории

1. На преаналитическом долабораторном этапе:

– неправильные действия персонала (при заборе материала, при хранении и доставке).

2. На преаналитическом лабораторном этапе:

– неправильные действия персонала при идентификации данных пациента.

3. На аналитическом этапе риски, связанные с:

– квалификацией персонала;

– производственной средой;

– со своевременностью закупок;

– с оборудованием, инженерным и информационным его сопровождением;

– с обеспечением систематического метрологического контроля.

4. На постаналитическом этапе:

– доступность и своевременность получения лабораторной информации;

– верификация и валидация результатов;

– превышение ТАТ (turnaround time);

– отсутствие взаимодействия персонала лаборатории с клиницистами;

– отсутствие интеграции с медицинской информационной системой.

Подходы к повышению качества лабораторной диагностики

Цель — сделать процесс работы клинико-диагностической лаборатории и ее результаты последовательными, согласованными, предсказуемыми и воспроизводимыми.

1. Стандартизация на преаналитическом этапе: разработка СОПов (стандартных операционных препаратов), проведение аудитов, тренингов с персоналом.

2. Стандартизация аналитического этапа: введение алгоритмов работы сотрудников, разработанных на основе стандартов ИСО 15189 «Лаборатории медицинские. Специальные требования к качеству и компетентности», ГОСТ Р 53079.4– 2008 «Обеспечение качества клинических лабораторных исследований».

3. Внедрение в работу клиникодиагностической лаборатории модульной системы.

4. Внедрение модуля «внутрилабораторного контроля качества», проведение внешнего контроля качества.

5. Интеграция клинико — диагностической лаборатории в медицинскую инфекционную систему.

6. Внедрение индикаторов качества, например, индекса гемолиза.

Таким образом, для управления рисками необходимо создание программы по работе с медицинскими ошибками и управлениями рисками.

Создание программы начинается с назначения ответственного координатора — представителя по качеству.

Это должен быть авторитетный сотрудник, желательно заместитель главного врача. В некоторых организациях предпочитают назначать на эту должность наоборот рядового опытного врача, который видит ситуацию с рисками «изнутри», то есть сталкивается с ней в повседневной работе. Функции координатора:

– разработка инструкций по работе с ошибками;

– создание удобных для сотрудников инструментов для сообщения об ошибке;

– регистрация ошибок;

– контроль за правильностью проведения анализа и разработки плана корректирующих действий.

С целью преодоления страха и возможных барьеров при оценке рисков необходимо обеспечить:

– гарантии со стороны руководства об отсутствии наказания за сообщение об ошибке как для сообщившего, так и для участников ошибки;

– возможность анонимного сообщения об ошибке;

– обеспечение конфиденциальности при разборе ошибки в отделениях.

Основная задача не выявление виновных, а оценка возможности повторения данной ситуации и разработка корректирующих действий.

В процессе оценки рисков необходимо учитывать три параметра:

– случаемость (крайне низкая — возможно, но очень маловероятно; низкая — в среднем 1 раз в год, средняя — 1 раз в месяц, высокая — 1 раз в неделю, крайне высокая — 1 раз в день);

– обнаружение (крайне высокое — будет обнаружено в 95– 100 % случаев; высокое — 75– 94 %; среднее (40–74 %), низкое (6–39 %) и крайне низкое (0–5 %));

– последствия (отсутствуют — пациенту не нанесен вред; малые — пациенту доставлены временные неудобства; средние — пациенту нанесен вред, требуется более длительная госпитализация; большие — пациенту нанесен вред, который может остаться на всю жизнь; тяжелые — терминальное состояние или смерть).

Общие требования к плану корректирующих действий:

– пересмотр описания процесса, внесение изменений в стандарты и рабочие инструкции;

– обучение персонала (разбор произошедшей ошибки и ознакомление с изменениями в процессе по п. 1);

– мониторинг процесса в течение 3–6 месяцев: выбор показателя и его целевых значений, установление методики сбора данных, назначение ответственного;

– анализ выполнения плана и предложения по дальнейшему улучшению.

Крайне важным фактором работы по оценке и устранению рисков является обучение сотрудников, которое должно включать:

– вводное обучение новых сотрудников;

– ежегодное исследование культуры безопасности;

– регулярное доведение до сведения сотрудников зарегистрированных ошибок и предпринятых корректирующих действий;

– включение в план регулярного обучения занятия по разбору зарегистрированных ошибок;

– стимулирование сотрудников руководителем;

– выделение наиболее активных сотрудников и подразделений по итогам года.

Таким образом, если хотите достичь максимального результата, управление рисками должно стать частью внутрикорпоративной культуры и философии управления медицинским учреждением и не должно рассматриваться как изолированный процесс. В такой обстановке все сотрудники становятся вовлеченными в управление рисками. Учреждения, которые управляют рисками, гораздо легче осуществляют свою миссию — предоставление качественных услуг при одновременном снижении затрат.

Обеспечение безопасности медицинской помощи — сложный, многоаспектный, но управляемый процесс, основу успешной реализации которого составляет «неформальное» применение системы менеджмента качества.

Язык статьи:
Действия с выбранными: