В настоящее время в составе АСОТУ на всех уровнях ее иерархии в РСК созданы и эксплуатируются [2]:
— системы релейной защиты;
— оперативно-информационные комплексы, обеспечивающие в реальном времени дежурного диспетчера информацией о текущем режиме, управление диспетчерским щитом, ведение суточной диспетчерской ведомости и пр.;
— системы оперативного управления внутри суточного периода (советчик диспетчера), обеспечивающие внутрисуточную коррекцию режима по активной мощности и напряжению, оперативную оценку надежности;
— системы краткосрочного (сутки, неделя) и долгосрочного (месяц, квартал, год) планирования электрических режимов;
— системы автоматизации коммерческого учета и контроля электроэнергии и мощности.
Состав перечисленных подсистем АСОТУ в филиалах РСК в ближайшие годы не изменится, хотя содержание этих подсистем будет развиваться с учетом происходящих реформ в российской электроэнергетике, связанных с переходом и установлением рыночных отношений. Важной задачей на пути реализации методов управления РЭСК в РСК является формирование единой двухуровневой модели иерархической интегрированной системы оперативно-технологического управления [3].
При решении этой задачи должны учитываться требования взаимной преемственности схем на разных уровнях иерархии, обеспечения расчетных схем телеинформацией по критерию «наблюдаемости» и пр. Наряду с определением схем должны формироваться базы данных и сети передачи оперативно-технологической информации между центрами диспетчерского управления (центров управления сетей –ЦУС) РСК и диспетчерскими пунктами районов электрических сетей (ДП РЭС), базируясь на современных технологиях. АСОТУ должна состоять из отдельных подсистем, реализующих комплексные функции оперативно-технологического и диспетчерского управления. В реализации непрерывного оперативно-технологического управления режимами работы РЭСК большую роль играет оперативно-информационный комплекс. Этот комплекс, основанный на использовании текущей телеинформации и результатов решения задачи оценки состояния, имеет два вида назначений: текущее обслуживание диспетчеров ЦУС и его звеньев, а также формирование массивов информации для задач оперативного управления и планирования режимов. Наиболее важным видом информации является автоматически формируемая в ОИК суточная ведомость. К настоящему времени разработаны и используются множество систем ОИК, причем их авторы выступают как независимые разработчики, и по этой причине системы не унифицированы и даже не снабжены протоколами обмена данными. Поэтому важнейшими задачами в этом направлении являются унификация, отбор лучших систем для верхнего ЦУС РСК и нижнего ДП РЭС уровней иерархии управления [4].