По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371: 159.923

Управление параметрами модели «Обучающийся — техническое средство обучения»

Митрофанов М. В. канд. техн. наук, доцент, начальник кафедры, Военная академия связи им. маршала Советского Союза С. М. Буденного, Санкт‑Петербург
Багрецов С. А. д‑р техн. наук, профессор, Военно‑космическая академия им. А. Ф. Можайского, Санкт‑Петербург
Лаута О. С. канд. техн. наук, ст. преподаватель, Военная академия связи им. маршала Советского Союза С. М. Буденного, Санкт‑Петербург
Бойко Н. В. начальник отдела, Военно‑космическая академия им. А. Ф. Можайского, Санкт‑Петербург

Управление параметрами модели имеет своей целью уточнение результатов моделирования системы «Обучающийся — техническое средство обучения» с учетом воздействия на параметры модели напряженности работы обучающегося, дефицита учебной информации и других стрессовых факторов. С точки зрения устойчивости обучающегося к воздействию стрессовых факторов их личностные характеристики могут быть представлены следующими четырьмя группами: cтрессоустойчивый тип; лабильный тип; инертный тип; психоастенический тип. Можно предположить, что для каждого типа личности обучающегося, определяющего характер его поведения и изменения эффективности его деятельности, существует вполне определенное семейство характеристик, отражающих зависимость безошибочности выполняемых обучающимся заданий от напряженности его работы.

Литература:

1. Демин Л.С., Жуковский Ю.Г., Семенин А.П. и др. Автоматизированные обучающие системы профессиональной подготовки операторов летательных аппаратов. — М.: Машиностроение, 1986. — 227 с.

2. Смирнова А. А. Естественнонаучные основы психологии. — М.: Педагогика, 1981. — 367 с.

3. Мельников В. М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную технологию личности. — М.: Просвещение, 1985. –315 с.

4. Стародубцев Ю. И., Митрофанов М.В., Анисимов В.В. Профессиональные качества современного военного инженера // Военная мысль. — 2020. — №2. — С. 140–146.

5. Багрецов С.А. Методические проблемы организации, проведения и обработки психолого‑педагогического эксперимента. — Пушкин: ПВУРЭ ПВО, 1990. — 201 с.

6. Багрецов С.А., Кулганов В.А. и др. Социально‑психологические аспекты изучения личности и коллектива. — СПб.: ВИКА, 1996. — 307 с.

Управление параметрами модели имеет своей целью уточнение результатов моделирования системы «Обучающийся — техническое средство обучения» с учетом воздействия на параметры модели напряженности работы обучающегося, дефицита учебной информации и других стрессовых факторов.

Анализ литературы показывает, что с точки зрения устойчивости обучающегося к воздействию стрессовых факторов их личностные характеристики могут быть представлены следующими четырьмя группами [1–4]: cтрессоустойчивый тип; лабильный тип; инертный тип; психоастенический тип.

Обучающиеся, относящиеся к первой группе, имеют сильный уравновешенный тип высшей нервной деятельности и высокую эмоционально‑волевую устойчивость. Для них характерно быстрое вхождение в учебный процесс, длительный период работоспособности при решении интеллектуальных задач в высоком темпе, а также при выполнении операторской деятельности сенсомоторного вида.

Обучающиеся с лабильным типом личности характеризуются низкой эмоционально‑волевой устойчивостью и быстрой возбудимостью. Они, как правило, не выдерживают длительного психического напряжения, совершают ошибки при решении учебных задач в условиях лимита времени. Однако в благоприятных условиях они способны с высокой интенсивностью усваивать программы обучения. В условиях помех, при воздействии стрессовых факторов, в условиях неопределенности или избытка информации эффективность и надежность деятельности таких обучающихся изменяется в достаточно больших диапазонах. Предвидеть динамику изменения их работоспособности чрезвычайно трудно. Реализация этой задачи требует систематического контроля и глубокого анализа причин изменения эффективности учебной деятельности обучающихся с такими личностными характеристиками.

Обучающиеся с инертным типом личности обладают сильным уравновешенным типом высшей нервной деятельности. Для них характерна высокая инертность протекания нервных процессов. Они, как правило, обладают средней эмоционально‑волевой устойчивостью, имеют склонность к равномерной работе в среднем темпе, трудно переключаются с одного вида деятельности на другой в условиях лимита времени. Комплектование учебного задания для таких обучающихся должно обеспечивать равномерный темп предъявления учебной информации, наличие подробного плана изучения дисциплины, плана контроля учебной деятельности и т. п.

Для Цитирования:
Митрофанов М. В., Багрецов С. А., Лаута О. С., Бойко Н. В., Управление параметрами модели «Обучающийся — техническое средство обучения». Лин-технологии: Бережливое производство. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: