Государственная собственность как объект управления. Роль государственной собственности, в первую очередь государственного недвижимого имущества, является системообразующей в народном хозяйстве [1, 3, 5, 7]. Общая структура такой собственности обеспечивает эффективную консолидацию общественного капитала. В этом контексте особая роль принадлежит муниципальной собственности [6].
Современная система управления государственной собственностью в Российской Федерации формируется в рамках самой Федерации, субъектов Федерации, а также уполномоченных федеральных отраслевых структур. Так, в сфере, подведомственной Министерству образования и науки Российской Федерации, в собственности государства находятся имущественные комплексы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования. Управление этой собственностью должно быть направлено на рациональное использование, воспроизводство и перераспределение ее объектов с помощью современных экономических механизмов (форм, функций и методов).
Действенным стимулом эффективного управления государственным недвижимым имуществом н его рационального использования, в том числе в вузах Российской Федерации, являются следующие взаимосвязанные факторы [3, 7, 8]:
- четкое определение субъектов и объектов собственности на недвижимость;
- однозначное юридическое закрепление конкретных объектов имущества государственной собственности за ее субъектами;
- уточнение статуса субъектов — владельцев и пользователей государственной собственности — с установлением их прав, экономической и иной ответственности;
- создание мотивационного механизма повышения качества управления государственной недвижимостью, основанного на взаимодействии рыночных инструментов самоорганизации и государственного регулирования.
Основные функции и общие принципы управления государственной собственностью. Основой государственного хозяйствования является собственность, через которую в социально-экономической системе реализуются государственный и публичный интересы. При этом важнейшими ее функциями являются: