Одна из старейших теорий мотивации — теория кнута и пряника — и сегодня имеет определенное значение через привлечение сотрудников к труду путем либо принуждения, либо мотивации. Общепринято, что более эффективно использование мотивации. Поэтому так важно формирование системы мотивации в каждой организации при активном применении мотивационного механизма [1, с. 3] (рис. 1).
В систему управления мотивацией входят следующие элементы: субъект управления, объект управления, механизмы мотивации труда, ресурсы управления и функции управления.
Управление мотивацией персонала необходимо вести исходя из долгосрочной и краткосрочной перспективы развития компании. При этом долгосрочная перспектива ориентируется на миссию и долгосрочные цели организации, а краткосрочные определяются конкретными задачами на текущий период.
Факторы, оказывающие влияние на мотивацию сотрудника, принято разделять на внутренние и внешние. К внутренним факторам традиционно относят самореализацию, самоутверждение, творчество и т. д. Внешними же факторами мотивации обычно выступают: доход, продвижение по службе, положение в социуме.
Для достижения лучшего эффекта мотивации следует придерживаться следующих рекомендаций:
• мотивация персонала может быть напрямую не связана с работой. Сотрудники — люди с определенными личными интересами и увлечениями, которые необходимо встретить позитивно. В итоге, увеличив успешность подчиненного в жизни, работодатель повысит качество и производительность его труда;
• необходимо помочь работнику измерить степень успешности проделанной работы;
• следует выяснить желания подчиненных, так как нужно найти индивидуальный подход к сотруднику;
• периодически следует интересоваться результатами работы сотрудников;
• необходимо чаще проводить совещания, чтобы сотрудники могли взаимодействовать друг с другом так, чтобы руководители и подчиненные оказывались в одно время и в одном месте;
• необходимо интересоваться идеями подчиненных и рассматривать некоторые из них на совещаниях [3].