По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Управление МКД лишено прозрачности

Положительная корреляция между чередой изменений законодательства о деятельности УК и повышением качества их работы явно не просматривается. И это является следствием того, что в системе отношений управляющих организаций и собственников имеет место перекос не в пользу первых. Суть его сводится к тому, что ноша ответственности за состояние дел в многоквартирных домах возложена практически полностью на УК, тогда как жильцы от нее практически освобождены. Это происходит вопреки нормам Жилищного кодекса, который четко определил, что не только управляющие организации несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в домах, но то же самое относится и к собственникам. Более того, сложившийся дисбаланс не только нарушает Жилищный кодекс, но и противоречит общему правилу гражданского законодательства, которое гласит, что «собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества». Как констатировали участники сессии «Facility Management: алгоритмы устойчивости», которая состоялась в рамках Международного форума устойчивого развития городов, российский рынок управления МКД находится в перманентном кризисе, являющемся следствием дисбаланса прав, обязанностей и ответственности управляющих организаций и собственников, что прямо или косвенно закреплено на уровне законодательного регулирования. Законодательство переложило всю ответственность на управляющие организации, но при этом оно дало им возможность тратить деньги собственников по своему усмотрению. С другой стороны, собственники освобождены от всякой ответственности, и в том числе от финансового бремени, обеспечивающего надлежащее содержание их имущества. Но уже предлагаются варианты исправить ситуацию.

Вступило в действие постановление правительства, которым корректируются правила работы управляющих компаний на рынке. Документ предусматривает, что Госжилинспекция теперь будет более тщательно проверять учредителей и работников управляющих компаний при обращении ее руководства за новой лицензией или в случае продления старой. Учредителей, участников и руководителей будут проверять на предмет банкротств УК. Если в предыдущие три года их УК банкротилась, а теперь эти же люди пытаются зарегистрировать новую компанию, то лицензию не дадут.

Кроме того, учредителей и участников будут проверять на наличие неснятой или непогашенной судимости, а также «пробивать» их данные по реестру дисквалифицированных лиц, если доля учредителя или участника в уставном капитале превышает 50 %. Также УК будут проверять на грубые нарушения при содержании домов. Если в предыдущие три года такие нарушения были — лицензию не продлят. Грубые нарушения фиксирует Госжилинспекция, они должны быть подтверждены документально. Если их выявят, то назначат штраф от 300 тыс. до 350 тыс. руб. По новым требованиям даже одного штрафа за три года достаточно, чтобы получить отказ.

По мнению законодателей, вступление поправок в силу поможет предотвратить появление на рынке новых УК с тем же составом собственников или сотрудников, которые уже привели другую компанию к банкротству, сделают правила работы УК на рынке более прозрачными и заставят компании работать лучше.

Сработают ли эти изменения должным образом — покажет время. Но очевидно, что они носят не только регуляторный, но и регламентирующий характер и загоняют УК в еще более узкие рамки. С одной стороны, дополнительная кодификация — это неплохо, четкие правила нужны, и только путем их исполнения можно прийти к цивилизованному рынку управления жильем. Но принятые изменения — далеко не первые в череде аналогичных мер, направленных на ужесточение норм, по которым работают УК. И теперь для того, чтобы компания была удалена с рынка, появилось еще больше инструментов, так как практически каждая мелочь и недочет в работе трактуются как грубое нарушение.

Для Цитирования:
Управление МКД лишено прозрачности. Глава местной администрации. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала