Географическая удаленность и эмоциональная дистанция между членами рассредоточенных («виртуальных») проектных команд способствует возникновению и развитию конфликтов. Стороны конфликта могут проявлять несдержанность в поведении и неохотно воспринимать инициативы по примирению. Подобное поведение вызвано влиянием коммуникационных технологий, которые используются для взаимодействия и совместной работы членов рассредоточенных команд. Регулярные «офлайновые» встречи участников команды зачастую нереальны или подразумевают существенные незапланированные затраты, поэтому важно определить инструменты, с помощью которых управление конфликтом становится эффективным в технологически обусловленной среде дистанционного формата работы проектной команды.
Многие межличностные проблемы способны влиять на рабочие процессы в команде, когда внутренние коммуникации осуществляются с использованием дистанционных средств связи. Время от времени между участниками команды возникают конфликты, которые приводят к всплескам эмоций, нервным срывам и депрессивным состояниям. Несдержанное поведение может иметь разрушительные последствия для совместной работы, вызывая отчужденность коллег и их нежелание поддерживать какую-либо коммуникацию с обидчиком.
При правильном управлении конфликт может стать продуктивным: члены проектной команды начинают лучше понимать друг друга, по мере смягчения или сглаживания межличностных проблем график работы становится более устойчивым, и команда вырабатывает стратегии по предотвращению подобных конфликтов в будущем. Однако неэффективное управление конфликтом способно подорвать созидательную работу проектной команды: ресурсы будут израсходованы на «обслуживание» конфликта в интересах отдельных членов, а не на достижение общих целей.
Чтобы повысить эффективность работы команды, необходимо учитывать факторы рабочей и технологической среды, в которой члены команды взаимодействуют друг с другом. В работе рассредоточенных проектных команд такими основными факторами являются связь по электронной почте и видеоконференции. Компьютерноопосредованная коммуникация имеет предрасположенность к эскалации конфликта: выражение персональных эмоций происходит в менее сдержанном режиме, а поляризация мнений может достигать высших отметок [1]. Таким образом, межличностная коммуникация может достаточно быстро стать недружественной и агрессивной. Стороны конфликта все более укрепляются в своей позиции, и нарастающие неприязненные отношения все более углубляют конфликт [2]. Отчуждение и неприязнь снижают доверие к коллегам и осложняют конструктивное взаимодействие.