По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.44

Управление конфликтами в рассредоточенных проектных командах

Хомутский Д.Ю. канд. техн. наук, МВА, руководитель Центра инновационного менеджмента ВШКУ РАНХиГС, г. Москва 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82, стр. 1, E-mail: dmitry.khomutsky@ariz.ru
Алиев И. Г. д-р делового администрирования (DBA), исполнительный директор ООО «Альянс», г. Москва, E-mail: ilgar_aliev@inbox.ru

«Виртуальный» формат организации работы над проектом приобретает все большее распространение практически во всех сферах деятельности. В статье рассматриваются особенности процесса управления конфликтами в рассредоточенных проектных командах, а также профессиональные компетенции лидера команды для предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций в процессе работы над проектом. Рассмотрены модель влияния различных факторов на возникновение конфликтов в рассредоточенной проектной команде и управленческие инструменты для снижения риска возникновения межличностных конфликтов при «виртуальном» формате работы.

Литература:

1. Mabry E. Framing flames: The structure of argumentative messages on the net // Journal of Computer-Mediated Communication. – 1997. – Vol. 2. – Iss. 4.

2. Thomson L., Nadler J. Negotiating via Information Technology: Theory and Application // Journal of Social Issues. – 2002. – No. 58 (1). – P. 109–124.

3. Bos N., Olson J. S. Gergle D., Olson G. M., Wright Z. (2002). Effects of four computermediated communications channels on trust development // Paper presented at the Proc. CHI 2002, Minneapolis, Minnesota, USA.

4. Jehn K., Mannix E. The Dynamic nature of conflict: a longitudinal study of intragroup conflict and group performance. – Academy of management journal. – 2001. – No. 44. – P. 238–251.

5. Simons T. L., Peterson R. S. Task conflict and relationship conflict in top management teams: the pivotal role of intragroup trust. – Journal of applied psychology. – 2000. – No. 85. – P. 1–10.

6. Hinds P. J., Mortensen M. Understanding conflict in geographically distributed teams: the moderating effects of shared identity, shared context, and spontaneous communication. Organization Science. – 2005. – No. 16. – P. 290–307.

7. Griffith T.L., Neale M.A. Information processing in traditional, hybrid, and virtual teams: from nascent knowledge to transactive memory / In R. I. Sutton and B. M. Staw (eds.) // Research in Organizational Behavior. Stamford, Conn.: JAI Press, 2001.

8. Young R. (1998). The Wide-Awake Club // People Management, Feb. – P. 46–49.

9. Alnuaimi O., Robert L.P., & Maruping L.M. Team size, dispersion, and social loafing in technology-supported teams: A theory of moral disengagement perspective // Journal of Management Information Systems. – 2010. – No. 27 (1). – P. 203–230.

10. Kressel K. Mediation. In M. Deutsch & P. T. Coleman (Eds.). – Handbook of Conflict Resolution: Theory and Practice: Jossey-Bass, 2000.

Географическая удаленность и эмоциональная дистанция между членами рассредоточенных («виртуальных») проектных команд способствует возникновению и развитию конфликтов. Стороны конфликта могут проявлять несдержанность в поведении и неохотно воспринимать инициативы по примирению. Подобное поведение вызвано влиянием коммуникационных технологий, которые используются для взаимодействия и совместной работы членов рассредоточенных команд. Регулярные «офлайновые» встречи участников команды зачастую нереальны или подразумевают существенные незапланированные затраты, поэтому важно определить инструменты, с помощью которых управление конфликтом становится эффективным в технологически обусловленной среде дистанционного формата работы проектной команды.

Многие межличностные проблемы способны влиять на рабочие процессы в команде, когда внутренние коммуникации осуществляются с использованием дистанционных средств связи. Время от времени между участниками команды возникают конфликты, которые приводят к всплескам эмоций, нервным срывам и депрессивным состояниям. Несдержанное поведение может иметь разрушительные последствия для совместной работы, вызывая отчужденность коллег и их нежелание поддерживать какую-либо коммуникацию с обидчиком.

При правильном управлении конфликт может стать продуктивным: члены проектной команды начинают лучше понимать друг друга, по мере смягчения или сглаживания межличностных проблем график работы становится более устойчивым, и команда вырабатывает стратегии по предотвращению подобных конфликтов в будущем. Однако неэффективное управление конфликтом способно подорвать созидательную работу проектной команды: ресурсы будут израсходованы на «обслуживание» конфликта в интересах отдельных членов, а не на достижение общих целей.

Чтобы повысить эффективность работы команды, необходимо учитывать факторы рабочей и технологической среды, в которой члены команды взаимодействуют друг с другом. В работе рассредоточенных проектных команд такими основными факторами являются связь по электронной почте и видеоконференции. Компьютерноопосредованная коммуникация имеет предрасположенность к эскалации конфликта: выражение персональных эмоций происходит в менее сдержанном режиме, а поляризация мнений может достигать высших отметок [1]. Таким образом, межличностная коммуникация может достаточно быстро стать недружественной и агрессивной. Стороны конфликта все более укрепляются в своей позиции, и нарастающие неприязненные отношения все более углубляют конфликт [2]. Отчуждение и неприязнь снижают доверие к коллегам и осложняют конструктивное взаимодействие.

Для Цитирования:
Хомутский Д.Ю., Алиев И. Г., Управление конфликтами в рассредоточенных проектных командах. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2016;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала