По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.253:159.9

Управление конфликтами в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала

Моисеева Ольга Николаевна старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и психолингвистики, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Самара, e-mail: kafpedagogika@mail.ru
Курганова Ирина Викторовна старшая медицинская сестра отделения врачей общей практики № 2, ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника № 6 Промышленного района», г. Самара, e-mail: mmugp6@mail.ru

В статье показана необходимость диагностики поведения медицинского персонала в конфликтной ситуации и формирования коммуникативных навыков, в широком понимании этого слова, в процессе медицинской деятельности.

Литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. – М.: Юнити-дана, 2004. – 591 с.

2. Бордовская Н.О. Социально-психологические конфликты в медицинских учреждениях // Главная медицинская сестра. – 2005. – № 12. – С. 29–36.

3. Вершинин М.С. Конфликтология: Конспект лекций. – СПб.: Михайлов, 2003. – 64 с.

4. Галицкая И.К. Управление конфликтами и стрессами в среде сестринского персонала ЛПУ // Главная медицинская сестра. – 2006. – № 2. – С. 97–115.

5. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.

6. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии: учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2004. – 400 с.

7. Кадырова С.М. Основы профессионального общения: территория и личное пространство // Главная медицинская сестра. – 2005. – № 5. – С. 38–42.

8. Козлова Л.Б. Роль организатора сестринского дела в конфликтной ситуации // Главная медицинская сестра. – 2003. – № 8. – С. 113–115.

9. Логинова И.И. О роли психологических занятий в управлении сестринским персоналом // Главная медицинская сестра. – 2003. – № 7. – С. 71–74.

10. Орлова Т.В. Конфликты в коллективе: как их избежать // Главная медицинская сестра. – 2002. – № 12. – С. 109–115; 2003. – № 1. – С. 109–117.

11. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Владос, 2005. – 334 с.

Соблюдение этических норм в процессе профессиональной деятельности медицинских работников в условиях современной биомедицины – дело сложное и требующее высокого уровня морального самосознания от каждого из них. Взаимоотношения медицинской сестры с пациентами и коллегами должны строиться в соответствии с принципами биомедицинской этики. Это требование зафиксировано в международном и российском кодексах медсестер.

Для успешного выполнения этих задач медицинской сестре недостаточно лишь знаний в области своей узкой профессиональной компетенции. Важнейшим критерием профессиональной компетентности медицинской сестры становятся её психолого-педагогические возможности, наличие качеств, способствующих коммуникативным способностям в общении с населением, и желание постоянно заниматься своим саморазвитием.

В этическом Кодексе международного Совета медсестер в соответствии с принципом уважения прав и достоинств пациента сказано: «Оказывая помощь, медсестра старается создать атмосферу уважительного отношения к ценностям, обычаям и духовным убеждениям пациента». В этическом Кодексе медицинской сестры России проблема отношений медсестры и пациентов занимает ведущее место. Все этические требования, изложенные в разделе «Медицинская сестра и пациент», раскрывают основополагающие принципы биомедицинской этики: уважение прав и достоинства пациента и принцип «не навреди».

Профессиональное общение медицинской сестры с пациентом имеет свою специфику. Оно, как правило, кратковременно, имеет целью получение конкретной информации о тех или иных особенностях жизнедеятельности организма пациента, но при этом должно осуществляться в соответствии с современными этическими принципами и нормами деятельности медработников.

Работа медсестры поликлиники сопряжена с большими психологическими и физическими нагрузками, поэтому медсестра должна быть своего рода психологом, учителем и наставником.

Вопросы общения с пациентом и разрешение конфликтных ситуаций имеют огромное значение. Конфликтные ситуации с непосредственным участием медицинской сестры могут возникать по всему спектру профессионального общения. Это могут быть конфликты с пациентами или их родственниками, врачом, с младшими коллегами или руководством.

Для Цитирования:
Моисеева Ольга Николаевна, Курганова Ирина Викторовна, Управление конфликтами в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала. Охрана труда и техника безопасности в учреждениях здравоохранения. 2016;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: