Активное развитие международной стандартизации и образование Евразийского экономического союза привели к ужесточению законодательных и нормативных требований к продукции и услугам со стороны Правительства РФ за счет использования и применения мировых стандартов, которые диктуют новые требования высокого уровня и постоянно совершенствуются на основе мировых тенденций и лучших практик.
В результате этого отечественным предприятиям для выживания на рынках и поддержания своей конкурентоспособности в современных условиях необходимо сформировать свою стратегию развития таким образом, чтобы она была ориентирована на повышение качества и безопасности выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, что возможно осуществить только за счет применения современных концепций, методов и подходов. Вследствие этого заинтересованность предприятий РФ в необходимости внедрения мировых стандартов с каждым годом стремительно возрастает, что подтверждается стабильным ростом числа сертификатов соответствия [8].
На данный момент существует множество моделей для разработки, внедрения и совершенствования системы менеджмента на предприятиях. Деятельность любого предприятия должна соответствовать требованиям стандартов общего назначения, регламентирующих универсальные общие требования (ИСО 9000, ИСО 14000, OHSAS 18000, ИСО 26000, ИСО 27000, ИСО 31000 и др.), а также отраслевым стандартам, учитывающим специфические особенности конкретной отрасли (ИСО 22000, IATF 16949, AS 9100, ИСО 13485, TL 9000, IWA, МЭК 60300, ИСО/ТУ 29001 и др.).
Принципы общего менеджмента, которые могут применяться к любому предприятию вне зависимости от отрасли, сформулированы в базовых стандартах ИСО серии 9000, которые позволили ввести в действие другие стандарты на системы менеджмента и во многом предопределили методологию их построения. Универсальные общие требования стандартов ИСО серии 9000 не учитывают, да и не могут учитывать требования, которые обязаны выполнять предприятия, занимающиеся тем или иным видом деятельности. Эти особенности стандартов ИСО приводят к тому, что предприятия вынуждены внедрять и другие стандарты на системы менеджмента, которые будут учитывать специфику их отрасли [5; 6].