Развитие и рост динамичности современной российской экономики в значительной степени связаны с увеличением масштабов и сложности производственных систем, сокращением времени их создания и модернизации. Это говорит о том, что исследователям и промышленным компаниям приходится работать в условиях высокого уровня неопределенности и риска. Менеджерам становится все труднее реализовывать и контролировать крупные проекты, в которых участвуют многочисленные связанные друг с другом группы исполнителей.
В настоящее время в экономической литературе разработаны различные методы управления масштабными промышленными проектами с целью повышения результативности и скорости выполнения работ. Учитывая особенности российской национальной культуры и менталитета русского народа, можно утверждать, что не все имеющиеся зарубежные схемы без изменений могут использоваться в отечественной экономике.
Поэтому анализ имеющихся методов, их применимости в российских условиях и создание новых алгоритмов являются важнейшими задачами совершенствования систем управления.
Особое значение при этом приобретает разработка методов эффективного управления крупными интегрированными проектами в промышленности.
Под интегрированными проектами будем понимать сложные масштабные проекты, для которых характерны:
- значительное число взаимосвязанных процессов и подпроцессов;
- большое количество участников (широкий состав команды проекта);
- многочисленный состав партнеров (поставщиков, покупателей, потребителей);
- иерархичная многоуровневая структура работ и управления проектом, отвечающая требованиям системности декомпозиции;
- высокая связность (взаимозависимость) участников.
Не стоит путать данное понятие с понятием мегапроекта. Мегапроект – это целевая программа (крупный инвестиционный проект), содержащая совокупность взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем [1]. Основной целью мегапроектов является развитие экономики, создание инфраструктуры, дающих качественно новое развитие страны или региона.