По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330.341

Управление деятельностью компаний в условиях развития цифровых технологий

Щербакова Наталья Валерьевна доцент кафедры «Экономика, финансы и кредит», Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, канд. экон. наук, доцент 656038, г. Барнаул, пр-т Красноармейский, д. 57, кв. 86, тел. 8 906 966 3766, e-mail: shcherbakova_nat@mail.ru

В статье представлен обзор современной практики применения цифровых технологий в управлении компаниями. Организационно-экономический механизм функционирования современных компаний, их менеджмент, кадровая политика, организация маркетинговой деятельности подвергаются цифровой трансформации. Приведены данные, отражающие тенденции, формирующиеся на рынке информационных услуг, электронной торговли, интернет-продаж; рассмотрено влияние данных тенденций на подходы, используемые в управлении деятельностью компаниями. Обобщен управленческий опыт компаний, занимающих лидирующие позиции в сфере цифровизации.

Литература:

1. Денисов А. Ф., Кардаш Д. С. Анализ практик применения цифровых технологий в отборе персонала // Экономика и управление. — 2018. — № 6 (152). — С. 26–37.

2. Иванов В. В., Малинецкий Г. Г. Цифровая экономика: мифы, реальность, возможности // Препринт Российской академии наук, 2017. — 62 с.

3. Косякова И. В., Шепелев В. М. Инновационный подход к применению цифровых технологий в предпринимательстве // Экономика и предпринимательство. — 2018. — № 3 (92). — С. 628–630.

4. Сингер М., Сухаревский А. Инструменты маркетингового анализа // Вестник McKinsey. — 2017. — № 33 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vestnikmckinsey.ru/ marketing-and-sales/using-marketing-analytics.

5. Унижаев Н. В. Условия применения новых информационных технологий в цифровой экономике // Финансовая экономика. — 2018. — № 6. — С. 647–649.

6. The Statistics Portal. Статистические данные. Численность пользователей сети Интернет в мире [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/ Pages/stat/default.aspx.

7. The Statistics Portal. Статистические данные. Объем мирового рынка больших данных [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/254266/ global-big-data-market-forecast/.

8. The Statistics Portal. Статистические данные. Годовой доход Alibaba Group с 2010 по 2018 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/225614/net-revenue-of-alibaba/.

9. The Statistics Portal. Статистические данные. Численность пользователей информационных и телекоммуникационных услуг [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/stat/default.aspx.

10. The Statistics Portal. Статистические данные. Количество пользователей социальных сетей по всему миру с 2010 года и прогноз на 2020 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/659957/preferred-digital-retailer-contact-methods-us-internet-users/.

Развитие цифровых технологий за последние годы привело к значительным переменам в деятельности современных компаний: сокращение и упрощение производственных циклов; расширение объемов аналитических данных; переход компаний к разработке индивидуальных предложений для своих клиентов на основе анализа поведения клиентов. Цифровой трансформации подвергаются не только технологии, но и механизмы управления деятельностью компании, подходы, применяемые в стратегическом планировании, менеджмент компании, ее кадровая политика, организация маркетинговой деятельности.

Радикальное изменение применяемых технологий приводит к значительным изменениям в предпочтениях клиентов, их моделей поведения и принятия решений [2]. Благодаря стремительному развитию цифровых технологий в последнее десятилетие потребители оказались в более выгодном положении, они пользуются большими объемами информации, совершают экономически грамотные покупки. Так, к 2018 г. количество пользователей Интернета выросло на 7 % по сравнению с 2017 г. и достигло отметки в 4,021 млрд, что составляет 53 % от всего населения Земли, что отражает рис. 1 [6].

В ответ на меняющуюся модель поведения потребителей компании — производители и продавцы товаров, поставщики услуг внедряют новые технологии для сбора и обработки больших данных, что позволяет им лучше понять потребителей, сохранить долю рынка; компании стремятся сами подвести клиента к решению о покупке. По мнению экспертов, показатель доходов от решений в области больших данных и бизнес-аналитики к 2022 г. составит 260 млрд долл. США, при этом драйверами станут банковские услуги и обрабатывающая промышленность, что отражает содержание табл. 1 [7].

Стратегия компаний, реализующих товары и услуги на рынке, становится более активной, гибкой, выстраивается на основе четырех составляющих: цифровизация, индивидуализация, активное взаимодействие с клиентом и инновационность. Цифровизация предполагает перевод взаимодействия компании и клиента в цифровой формат и, следовательно, упрощение этапов этого взаимодействия, прежде предполагающих непосредственное участие клиента, что ведет к росту лояльности потребителя к бренду, компании-продавцу. Индивидуализация позволяет компании, изучив предпочтения клиента, наилучшим образом рассчитать его дальнейшие шаги, учесть их в своей деятельности и постоянно настраивать свои предложения на конкретных клиентов с учетом их особенностей. Пользуясь своими возможностями в сфере современных цифровых технологий, компании извлекают максимум из информации, собранной в результате прежних контактов с клиентами либо находящейся в доступных источниках. Взаимодействие «по ситуации» — это умение со стороны компании, воспользовавшись информацией о клиенте, подтолкнуть его сделать следующий шаг, уже предусмотренный компанией. Например, в ответ на действия клиента может измениться страница сайта компании, либо клиент может получить сообщение, соответствующее ситуации, в которой он находится сейчас. Как результат постоянного экспериментирования и анализа потребностей клиентов, технологий и услуг стратегия компании приобретает характер инновационности, что позволяет компании упрочить взаимоотношения с потребителями, найти новые решения, выгодные и самой компании, и ее клиентам.

Для Цитирования:
Щербакова Наталья Валерьевна, Управление деятельностью компаний в условиях развития цифровых технологий. Лизинг. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: