По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.015

Управление человеческими ресурсами в общей системе менеджмента качества

Фрейдина Е.В. Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (НГУЭУ), г. Новосибирск, ул. Каменская, д. 56

В современных условиях критерием производительности труда является не столько рост объемов производства, сколько расширение выпуска продукции и услуг высокого качества и, как следствие, увеличение спроса на продукцию. Современные концепции управления качеством призваны создать отлаженную систему управления ресурсами с целью получения готовой продукции высокого качества, что дает возможность менеджменту предприятия сосредоточивать свои усилия на поиске и внедрении наиболее прогрессивных и эффективных стратегий и методов.

Литература:

1. Статистические методы управления качеством / Под ред. Х. Кумэ; пер. с англ. — М.: Финансы и статистика, 1990.

2. Стровский Л.Е., Казанцев С.К., Паршина Е.А. [и др.]. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для вузов / Под ред. проф. Л.Е. Стровского. — М.: ЮНИТИ, 1999.

3. Спицнадель В.Н. Система качества: учеб. пособие. — СПб.: Бизнес-пресса, 2000.

4. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: учеб. пособие. — СПб.: ГИЭА, 1997.

5. Федюкин В.К., Дурнев В.Д., Лебедев В.Г. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции: учебник. — М.: ИИД «Филинъ», Рилант, 2000.

6. Шанк Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами: новые методы увеличения конкурентоспособности / Пер. с англ. — СПб.: Бизнес-Микро, 1999.

Как известно, ресурсы — это все то, что затрачивается на производство товаров и услуг и поддерживает его функционирование. Девиз «делай все хорошо с самого начала» в полной мере относится к необходимости обеспечения предприятия качественными ресурсами.

В контексте управления качеством ресурсы должны быть такими, чтобы способствовать:

а) внедрению и поддержанию в рабочем состоянии системы менеджмента качества, а также постоянному повышению ее эффективности;

б) повышению удовлетворенности потребителей путем выполнения их запросов и пожеланий.

В целом в понятие ресурсов в системе менеджмента качества (СМК) входят: материальные (включая природные), человеческие и информационные ресурсы, инфраструктура и производственная среда, продукция поставщиков и партнеров, нематериальные ресурсы, такие как интеллектуальная собственность, финансовые ресурсы (рис. 1).

В системе менеджмента качества рассматриваются и учитываются следующие виды ресурсов (рис. 2).

Справка

Система менеджмента качества — это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Она предназначена для постоянного улучшения деятельности, для повышения конкурентоспособности организации на национальном и мировом рынках, определяет конкурентоспособность любой организации.

1. Человеческие ресурсы. Это физические и умственные усилия, которые затрачивает человек в процессе работы. Необходимо учитывать, что человеку как исполнителю тех или иных видов работ присущи специфические особенности, в целом усложняющие управление этим видом ресурсов [1]. Упрощенно с философской точки зрения и в контексте с целями производственного предприятия уместны следующие рассуждения:

а) люди отличаются друг от друга по своим физическим характеристикам, личностным особенностям, образованию, способностям, потребностям и т.д.;

б) человеческие ресурсы предприятию необходимы для выполнения конкретных функций;

Для Цитирования:
Фрейдина Е.В., Управление человеческими ресурсами в общей системе менеджмента качества. Управление качеством. 2017;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: