Как известно, ресурсы — это все то, что затрачивается на производство товаров и услуг и поддерживает его функционирование. Девиз «делай все хорошо с самого начала» в полной мере относится к необходимости обеспечения предприятия качественными ресурсами.
В контексте управления качеством ресурсы должны быть такими, чтобы способствовать:
а) внедрению и поддержанию в рабочем состоянии системы менеджмента качества, а также постоянному повышению ее эффективности;
б) повышению удовлетворенности потребителей путем выполнения их запросов и пожеланий.
В целом в понятие ресурсов в системе менеджмента качества (СМК) входят: материальные (включая природные), человеческие и информационные ресурсы, инфраструктура и производственная среда, продукция поставщиков и партнеров, нематериальные ресурсы, такие как интеллектуальная собственность, финансовые ресурсы (рис. 1).
В системе менеджмента качества рассматриваются и учитываются следующие виды ресурсов (рис. 2).
Справка
Система менеджмента качества — это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Она предназначена для постоянного улучшения деятельности, для повышения конкурентоспособности организации на национальном и мировом рынках, определяет конкурентоспособность любой организации.
1. Человеческие ресурсы. Это физические и умственные усилия, которые затрачивает человек в процессе работы. Необходимо учитывать, что человеку как исполнителю тех или иных видов работ присущи специфические особенности, в целом усложняющие управление этим видом ресурсов [1]. Упрощенно с философской точки зрения и в контексте с целями производственного предприятия уместны следующие рассуждения:
а) люди отличаются друг от друга по своим физическим характеристикам, личностным особенностям, образованию, способностям, потребностям и т.д.;
б) человеческие ресурсы предприятию необходимы для выполнения конкретных функций;