Человеческий фактор является активным элементом организации, потому что потенциал, опыт и увлечения человеческими ресурсами, их инициативы и их развитие активно способствуют повышению организационной эффективности и результативности. Без присутствия человека организации просто невозможно достичь своих целей.
Человеческие ресурсы составляют координирующий элемент организации, будучи единственными, способными согласовать управленческие решения с действиями и функционированием организационных подсистем для достижения запланированных целей. Для этого руководство должно обеспечить соответствующих людей, получить их услуги, развить их навыки, мотивировать их на самый высокий уровень эффективности или результативности и обеспечить, чтобы они продолжали поддерживать свою привязанность к организации.
Человеческий капитал — это теория в экономике, была основана в 1960-х гг., в которой предполагалось, что человек является наиболее ценным элементом ресурсов предприятия.
Принято понимать все характеристики и навыки людей, которые делают их продуктивными. Британский экономист Артур Пигу1 считается создателем концепции человеческого капитала.
Расходы на повышение уровня человеческого капитала рассматриваются в чисто экономических терминах. Инвестиции в этот фактор — это все виды деятельности, которые влияют на физические и денежные доходы и увеличивают человеческие ресурсы. Они приводят к изменениям в стоимости накопленных способностей сотрудников и, как следствие, к изменениям качества. Инвестиции тесно связаны и взаимно обусловливают. Эта теория была создана Гари Беккером [14, 15] на основе работы Теодора Шульца.
Особенностями человеческого капитала являются конкурентоспособность и исключительность, что означает, что стоимость альтернативного использования всегда относится ко всему человеческому капиталу, потому что человек не может разделить свои знания или навыки на несколько одновременных задач, как это можно сделать с помощью физического или финансового капитала (рис. 1).