Возможность управления частотой вращения короткозамкнутых асинхронных электродвигателей была доказана сразу же после их изобретения. Реализовать эту возможность удалось лишь с появлением силовых полупроводниковых приборов - сначала тиристоров, а позднее транзисторов IGBT.
Во всем мире широко реализуется способ управления асинхронной машиной, которая рассматривается не только с точки зрения экономии энергии, но и с точки зрения совершенствования управления технологическим процессом.
В промышленности и быту применяют двигатели переменного и постоянного тока.
Исторически сложилось, что для регулирования скорости вращения чаще использовали двигатель постоянного тока. Преобразователь в данном случае регулировал только напряжение, был прост и дешев.
Однако двигатели постоянного тока имеют сложную конструкцию, критичный в эксплуатации щеточный аппарат и сравнительно дороги.
Асинхронные двигатели широко распространены, надежны, имеют относительно невысокую стоимость, хорошие эксплуатационные качества, но регуляторы скорости их вращения из-за сложности систем электронного регулирования частоты питающего напряжения стоили до начала 1980-х годов дорого и не обладали качествами, необходимыми для широкого внедрения в индустрию.
Быстрый рост рынка преобразователей частоты для асинхронных двигателей не в последнюю очередь стал возможен в связи с появлением новой элементной базы - силовых модулей на базе IGBT (биполярный транзистор с изолированным затвором), рассчитанный на токи до нескольких кА, напряжением до нескольких кВт и имеющих частоту коммутации 30 кГц и выше.
Существует два основных типа преобразователей частоты: с непосредственной связью и с промежуточным контуром постоянного тока.
В первом случае выходное напряжение синусоидальной формы формируется из участков синусоид преобразуемого входного напряжения.
При этом максимальное значение выходной частоты принципиально не может быть равным частоте питающей сети. Частота на выходе преобразователя этого типа обычно лежит в диапазоне от 0 до 25-33 Гц.