По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Управленческий контроль и корпоративная культура

А.А. Семенова главный редактор, доктор экономических наук, профессор

Культура как социальный феномен уже давно вписана в механизм управленческой деятельности (менеджмента) и, обладая обширным административным ресурсом, является неотъемлемым элементом множества корпоративных стратегий. Однако в современных условиях, предполагающих глубинные преобразования в системе управления бюджетными организациями, культура приобретает особое значение. Преобразовать организацию, корпорацию без соответствующей культуры практически невозможно. Управленческий контроль (при всей его важности) может оказаться малорезультативным, если в его основу не будет заложено нравственное начало, если культурная доминанта не станет имманентной для деятельности органов управления и контроля. Еще древний Конфуций поучал правителей: «Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны; относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием». И в современных условиях эти слова не потеряли свою актуальность. В стратегических планах корпораций — как отечественных, так и зарубежных — корпоративной культуре уделяется исключительно важное значение. Один только пример. Согласно Глобальному плану обеспечения безопасности полетов, принятому Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), к 2030 году должен быть обеспечен такой уровень безопасности полетов, при котором число погибших в авиационных происшествиях будет сведено к нулю. Примечательно, что важнейшим фактором этой гуманистической цели, ориентированной не на прибыль, а на человека, является корпоративная культура.

Можно с уверенностью сказать, что корпоративная культура является важнейшим инструментом управления. В большинстве управляющих компаний и организаций разработаны и внедрены типовые кодексы профессиональной этики. Например, существуют Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, принятый Международной федерацией бухгалтеров; Кодекс профессиональной этики аудиторов, принятый Аудиторской палатой России; Этический кодекс ИНТОСАИ для аудиторов и т.д. Принципы профессиональной этики рассматриваются в качестве приоритета прав и законных интересов клиентов и членов организации. Принципы и нормы корпоративной культуры — это писаные и неписаные правила, табу, традиции, словом, все то, что создает настроение у людей, благоприятный для работы морально-психологический климат, гордость за причастность к общему делу и т.д.

Для Цитирования:
А.А. Семенова, Управленческий контроль и корпоративная культура. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: