(Продолжение. Начало в № 7/2022)
Дата поступления рукописи в редакцию: 04.05.2022.
Дата принятия рукописи в печать: 10.06.2022.
Важнейшим управленческим паттерном развития мирового рынка трансграничных слияний и поглощений представляется его изменение под влиянием цифровизации и цифровой трансформации мировой экономики, и эти тренды получили свое развитие уже до текущего глобального кризиса. В условиях повсеместного распространения цифровизации и развития глобальных цифровых платформ (ГЦП) их участие в трансграничных слияниях и поглощениях расширяется, поскольку ГЦП диверсифицируют свою деятельность посредством организации работы в традиционных секторах производства товаров услуг, а понятие профильного вида деятельности для них становится размытым. ГЦП в рамках их участия в трансграничных слияниях и поглощениях часто используют так называемую стратегию окружения, начиная, например, производить аналогичные товары конкурента и уводя у него потребителей либо расширяя свою долю на рынке. В современной литературе приводится много примеров реализации подобной стратегии [2, c. 64–65].
Стратегия трансграничных слияний и поглощений в последние годы взята на вооружение во многих сегментах цифровой экономики, в частности на мировом рынке искусственного интеллекта, и крупнейшие международные компании используют эту стратегию для целей инвестирования и диверсификации своей деятельности. Роль трансграничных слияний и поглощений в цифровых сегментах и отраслях пока несущественна, что демонстрирует факт перспективности указанной стратегии. В данном контексте интересным представляется позиционирование в системе трансграничных слияний и поглощений быстрорастущих цифровых стартапов, включая компании-«единороги», которые при коммерциализации новых технологий, в отличие от традиционных компаний, имеют конкурентные сравнительные преимущества. Следует учитывать, что традиционно сдерживание входа в любую отрасль новых фирм считалось фактором роста прибыли компаний, уже действующих в отрасли [1, с. 84]. В данной связи очевидным барьером для развития цифровых стартапов является наличие крупных международных компаний — технологических гигантов, которые в последние годы усилили поглощения цифровых стартапов. Наконец, следует отметить, что пандемия нового коронавируса неизбежно способствовала изменению моделей бизнеса, что обусловило еще больший риск поглощения цифровых стартапов со стороны глобальных цифровых платформ (ГЦП), хотя это во многом способствует появлению новых способов предоставления услуг на мировом рынке.