Дата поступления рукописи в редакцию: 04.05.2022.
Дата принятия рукописи в печать: 10.06.2022.
В периоды турбулентности и нестабильного состояния мировой экономики возникают серьезные дисбалансы на международных рынках капитала, ведущие к кардинальным изменениям управленческих подходов и стратегий транснациональных компаний (ТНК) к трансграничным слияниям и поглощениям. Может складываться и ситуация, когда ТНК во время кризисов, не влияющих на внутренние рынки своих стран базирования, осуществляют случайные приобретения компаний на рынках стран, испытывающих кризис. Жан Дж. и Озава Т. [43] указывают, что такие приобретения спасают компании от кризиса и защищают их на этапе послекризисного восстановления экономики. Некоторые исследователи [17] указывают на дестабилизирующую роль таких прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в развитии экономики, а также акцентируют внимание на выживании компаний после сделок по слияниям и поглощениям [20; 34]. Другие эксперты концентрируются на том, что наличие финансовых связей и вертикального производства с поглощающей ТНК уменьшает воздействие кризиса на экономику принимающей страны [8]. Важным фактором также считается регионализация мировой экономики, которая делает ПИИ более устойчивыми в рамках глобальных цепочек создания стоимости (ГЦСС) [18], существующая модель которых, по мнению исследователей, в условиях текущего кризиса оказалась несостоятельной [2, c. 87].
Поскольку слияния и поглощения являются одним из инструментов неорганического роста бизнеса, некоторые компании стали использовать слияния и поглощения для собственной модернизации и приобретения новых возможностей, предупреждая таким образом изменение деловой среды и трансформируя свою стратегию [9].
Современные исследования [10] указывают на возможность слияний и поглощений создавать ценность для компаний в период экономических кризисов, способствовать внедрению инноваций и обеспечивать рост компаний. Текущая пандемия коронавируса стала проверкой на прочность и жизнеспособность компаний в условиях жесткой международной конкуренции, и на корпоративном уровне стали пересматриваться такие аспекты, как, например, место в компании ГЦСС (формой интеграции в которые, как известно, является привлечение ПИИ [5, с. 78], в частности, на основе слияний и поглощений) или способы доставки товаров/услуг. Также пандемия позволила выявить слабые места структур корпораций, что обусловило трансформацию их стратегий с целью преодоления несоответствия между новыми потребностями бизнес-среды и имеющимся ценностным предложением компании [36].