В условиях масштабных социокультурных реформ и коренной модернизации концепции развития общества на первый план выдвигаются требования к личности управленца нового типа. Смысл управления состоит в том, что руководитель играет громадную роль в работоспособности коллектива, его способности отвечать на «внешние вызовы». Поэтому современные руководители учреждений здравоохранения должны обладать навыками стратегического планирования, системного моделирования протекающих в учреждении процессов, организации эффективных межличностных и профессиональных коммуникаций в коллективах медицинских работников. Он должен обеспечивать целенаправленность совместной деятельности и организованность для достижения общих положительных результатов, обладать определенными навыками менеджмента, знать и понимать сущности происходящих перемен в государстве и обществе, их нормативно-правовое обеспечение, все изменения законодательства в сфере здравоохранения [1].
По мнению руководителей учреждений здравоохранения, хороший управленец среднего звена тот, кому можно поручить задание, потратив минимум времени на объяснение и постановку задачи, кто правильно планирует сроки выполнения и необходимые ресурсы, которого отличают такие качества, как дисциплинированность и ответственность, компетентность и профессионализм.
Для сотрудников хороший руководитель тот, кто умеет формировать цели и задачи, грамотно планировать и организовывать работу без форс-мажоров и перегрузок, создавать оптимальные условия для работы персонала, выстраивать мотивацию и коммуникации, а также проводить объективный контроль.
Таким образом, по-настоящему профессионального уровня в деятельности руководителя невозможно достичь без системного и целенаправленного развития разнообразных управленческих навыков. Не являются исключением и медицинские сестры — руководители, которые управляют самой многочисленной армией специалистов — средним медицинским персоналом.
Управленческие навыки являются результатом накопления знаний, умений и опыта. Где знание − это теоретическая подготовка, определяющая, что делать и с какой целью; умение — представление о том, как делать, а навык — доведенное до автоматизма умение, совершаемое рационально, быстро и правильно, без лишних затрат физической и психической энергии [2].