Уполномоченные представители профсоюзов тесно коммуницируются, например, с технической инспекцией труда. Последняя занимается не только контрольными функциями, но и проработкой нормативных актов. Технический инспектор, входящий в эту структуру, может быть как штатным, так и внештатным субъектом. Главное условие, предъявляемое к подобным субъектам, — наличие образования и стаж работы.
Статья 20 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» гласит, что профсоюзы могут участвовать в формировании госпрограмм по вопросам охраны труда, а также в разработке нормативных правовых и иных актов, касающихся охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности. Предполагается, что профсоюзы осуществляют контроль за состоянием охраны труда — эта деятельность ведется как через свои органы, так и уполномоченных (доверенных) лиц. Кроме того, для контрольных функций могут быть задействованы также и собственные инспекции по охране труда.
Основными полномочиями подобных структур являются:
• возможность беспрепятственно посещать организации вне зависимости от их форм собственности и подчиненности;
• участие в расследовании ЧП на рабочем месте;
• защита прав и интересов членов профсоюза;
• возмещение вреда, причиненного здоровью на производстве;
• иные аспекты.
При выявлении реальных нарушений, которые могут угрожать жизни и здоровью сотрудников, органы профсоюза могут потребовать устранения указанных нарушений. Кроме того, эти же органы вправе обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия последующих неотложных мер.
Законодатель уточняет, что если требования по устранению нарушений не были выполнены, то в этом случае профсоюзные органы могут требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица даже приостановления деятельности вплоть до окончательного решения Федеральной инспекции труда.
Регламентация деятельности профсоюзов осуществляется по специальным Положениям, которые принимаются в каждой конкретной организации.