История строительства и обрушения крупнейшего в мировой практике купольного покрытия, возведенного без единой промежуточной опоры навесным способом, относится к периоду острого противостояния между СССР и США. В начале 1980-х гг. обе страны вели собственные разработки в сфере испытания и применения оружия для «звездных войн». У американцев это называлось Стратегической оборонной инициативой.
Проект находился на особом контроле в Центральном комитете КПСС и конкретно у главного куратора Главспецстроя — министра обороны СССР Дмитрия Федоровича Устинова. Он лично неоднократно бывал на строительной площадке, приезжали туда и другие члены Политбюро. Поэтому ответственность была высочайшая. Мы знали, что заказчик строительства — Всероссийский институт им. Ленина Минэлектротехпрома СССР работает по программе «звездных войн». Знали, что в сооружении должен быть смонтирован для исследований генератор импульсных напряжений большой мощности…
Место для строительства было выбрано на территории самого заказчика — на площадке института в многонаселенной части подмосковного города Истра. Сооружение должно было находиться на высоком берегу одноименной реки над Ново-Иерусалимским монастырем.
Проект металлической части уникального «Купола» был разработан головным институтом ЦНИИпроектстальконструкций. Главспецстрой стал генподрядчиком. Силами 168-го Военно-строительного управления, ныне Главка № 1 Спецстроя России, предстояло выполнить весь комплекс необходимых работ, кроме самой сложной — монтажа непосредственно металлоконструкций. Эта задача была поручена тресту «Спецстальконструкция» — одной из ведущих специализированных организаций Минмонтажспецстроя СССР.
Строительство началось в 1982 г. Сдача в эксплуатацию была предусмотрена Госпланом СССР на IV квартал 1985 г. Мне, как заместителю начальника Главспецстроя, был поручен оперативный контроль за ходом работ.
На общих планерках в Главспецстрое тема строительства «Купола» никогда не обсуждалась — по нему проводились отдельные совещания. Я, например, их устраивал практически еженедельно на самом объекте. А после докладывал о результатах руководителю Главспецстроя Валерию Васильевичу Мартынову. Он всегда был в курсе всех нюансов, возникавших в ходе работ.