По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Университеты и их выпускники в зеркале цифровых следов социальных медиа

М.Г. Мягков профессор университета штата Орегон, США, директор Консорциума университетов по анализу больших данных

Как университету набрать лучших абитуриентов? Как организовать связь со своими выпускниками для повышения эффективности фондов целевого капитала? Каким образом адаптировать образовательные траектории? На все эти вопросы помогает найти ответы Консорциум университетов по анализу больших данных.

Сегодня много внимания уделяется всевозможным рейтингам. Ведущим международным рейтингам максимум лет 20. Возникли они потому, что появились данные, которые можно анализировать. В первую очередь, это данные, которые связаны с публикационной активностью и цитированием — в основном, естественно, в американских и западных журналах.

Поэтому мы до сих пор измеряем российские университеты по тем критериям, которые были сформированы не потому, что они отражают важность, успешность, влияние университета на общество, степень выполнения университетом своей миссии, а потому, что 20 лет назад появились эти данные. Компании, которые эти данные собирали, ловко их продали, и возникли такие рейтинги, в которые мы теперь вынуждены встраиваться. Те, кто работает с университетами, которые участвуют, например, в программе «5–100», очень хорошо знают и понимают, о чём идёт речь.

Несколько лет назад возник новый массив данных, который, на самом деле, несёт в себе, с нашей точки зрения, колоссальную информацию о том, насколько университеты успешны, насколько они хорошо развиваются, насколько они влияют на общество. Это данные о людях, ведь университет — это, в первую очередь, люди: абитуриенты, студенты, выпускники. Позитивный настрой выпускников и студентов — это одна из важных составных частей миссии университета.

Поэтому несколько лет назад по инициативе Томского государственного университета при активном сотрудничестве с Северо-Восточным федеральным университетом, Северным (Арктическим) федеральным университетом им. М.В. Ломоносова (сейчас к нам присоединились Московский государственный университет и Высшая школа экономики) был создан Консорциум университетов по анализу больших данных. В этом объединении учёные абсолютно открыто сотрудничают между собой и с нашими индустриальными партнёрами.

Цель проекта — организация сбора данных цифровых следов выпускников университетов из открытых источников, определение влияния университета на общество через изучение его выпускников, осуществление непрерывного мониторинга траектории развития выпускников, создание инфраструктуры для дополнения существующих методов работы с выпускниками университетов на основе цифровых следов. В рамках пилотного проекта на основе цифровых следов, которые выпускники оставляют в социальных медиа, создана единая база данных выпускников следующих университетов: ТГУ, САФУ, СВФУ, ВШЭ, МГУ, УрФУ.

Для Цитирования:
М.Г. Мягков, Университеты и их выпускники в зеркале цифровых следов социальных медиа. Ректор ВУЗа. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: