Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г., утверждённая Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в октябре 2019 г., определяет ИИ как технологические решения, позволяющие имитировать когнитивные функции человека и получать при выполнении задач результаты, по меньшей мере сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека.
«Искусственные нейронные сети уже широко применяются в сервисах, которыми мы пользуемся каждый день, например при распознавании речи или поиске в интернете. Технологии ИИ активно используются в банковской сфере и финансах», — подчёркивает Михаил Бурцев, заведующий лабораторией нейронных систем и глубокого обучения МФТИ и руководитель iPavlov — международного проекта по созданию разговорного искусственного интеллекта.
В мире 90 % предпринимателей инвестируют в технологии ИИ. Таковы данные вышедшего в октябре исследования MIT Sloan Management Review и BCG, при подготовке которого было опрошено свыше 2,5 тыс. руководителей компаний из 27 отраслей.
Между тем в России, согласно опубликованному в этом месяце опросу ВЦИОМ, 69 % представителей бизнеса отмечают нехватку квалифицированных кадров в сфере ИИ.
Что могут сделать вузы, чтобы восполнить этот недостаток?
Михаил Бурцев полагает: «Программы подготовки специалистов должны не только отвечать реальным требованиям рынка, но и опережать их, учитывать перспективы и векторы развития».
Ключ к подготовке востребованных индустрией специалистов — практико-ориентированное обучение, предполагающее сотрудничество между университетами и высокотехнологичным бизнесом, уверены эксперты.
«ИИ — быстро развивающаяся эклектичная область знаний, поэтому программы подготовки специалистов, способных проектировать и разрабатывать новые технологии на основе ИИ, должны непрерывно актуализироваться, в том числе за счёт вовлечения в образовательный процесс бизнес-партнёров как на уровне отдельных специалистов, так и институционально, в форме корпоративных образовательных программ.