По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.4

Университетское предпринимательство: состояние и перспективы

Демин Сергей Сергеевич доктор экономических наук, профессор, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4, E-mail: ssdemin@mail.ru
Семенова Алла Анатольевна доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента, Российский Новый университет, 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 22, ORCID: 0000-0003-2995-5065, E-mail: allaa.s@ya.ru
Столяров Николай Сергеевич заслуженный экономист Российской Федерации, доктор экономических наук, кандидат философских наук, профессор, главный научный сотрудник Центра научного обеспечения государственной политики в области гражданской авиации ФГУП Гос НИИ ГА, 125438, г. Москва, ул. Михалковская, д. 67, к. 1, E-mail: sns147@mail.ru
Фридлянд Александр Абрамович кандидат технических наук, доктор экономических наук, профессор, директор Центра научного обеспечения государственной политики в области гражданской авиации ФГУП Гос НИИ ГА, 125438, г. Москва, ул. Михалковская, д. 67, к. 1, E-mail: info@aeroprogress.ru

Статья посвящена актуальной, имеющей теоретическую и практическую значимость теме — университетскому предпринимательству. Данная тема, несмотря на свою актуальность, остается у нас малоисследованной. В статье рассматриваются сущность и цели предпринимательской деятельности, организуемой в современных университетах, оцениваются состояние и перспективы университетского предпринимательства, анализируется зарубежный и отечественный опыт формирования компетенций, необходимых для коммерциализации знаний, их широкого применения на практике. Особое внимание уделено стартапам, создаваемым студентами, их влиянию на местные экономики; приводятся показательные примеры качественной организации учебы студентов в государственных и негосударственных образовательных учреждениях в целях развития университетского предпринимательства.

Литература:

1. Стратегическое управление развитием экономического потенциала воздушного транспорта: теория и практика: монография / С.С. Демин, А.А. Семенова, Н.С. Столяров, А.А. Фридлянд; под ред. Н.С. Столярова. — М.: РУСАЙНС, 2022. — С. 29.

2. Платформа университетского технологического предпринимательства // minobrnauki.gov.ru (дата обращения: 02.10.2025).

3. Поздравление О.В. Белозерова с 15-летием Корпоративного университета РЖД // universitetzd.ru (дата обращения: 02.10.2025).

4. Сорокин П.С., Егоров П.И. Университетские технологические предпринимательские проекты: факторы успеха: Научная статья // Высшее образование в России. — 2024. — Т. 33, № 10.— С. 126–143.

Высшее образование всегда являлось важнейшим институтом, обеспечивающим формирование и укрепление экономического потенциала общества. Существует множество подходов к определению понятия «экономический потенциал» — от чрезвычайно узкого его толкования (на уровне отдельного предприятия) до предельно широкого, отождествляемого с национальным богатством и экономической мощью страны. Несмотря на кажущуюся близость, эти понятия следует различать. Скажем так: экономический потенциал — это объем накопленных ресурсов и возможностей, а экономическая мощь характеризует фактически достигнутый уровень развития производительных сил, то есть реализованный экономический потенциал [1].

Для того чтобы экономический потенциал воплотился в реальную экономическую мощь государства, нужна созидательная активность людей, которые обладают таким набором знаний, умений, навыков (компетенций), которые необходимы для глубоких и системных преобразований экономической и других сфер жизни общества с учетом современных условий и перспектив развития. Вот почему университеты играют особую роль в экономике, выполняя образовательные, научноисследовательские, инновационные и социальные функции. Их влияние на экономику охватывает разные направления: подготовку кадров, проведение исследований, трансфер знаний и технологий, повышение конкурентоспособности отечественных предприятий, содействие социальному развитию.

За последние десятилетия у нас и за рубежом появилось множество образовательных учреждений (университетов), нацеленных на передачу и коммерциализацию инновационных технологий, — это так называемые предпринимательские университеты, которые стремятся к тому, чтобы мечты и творческий поиск преподавателей и студентов коммерциализировались в условиях рыночной экономики и воплощались в жизнь, принося конкретные результаты. Такие университеты оказывают разностороннюю поддержку профессорско-преподавательскому составу и студентам факультетов инженерии, медицины, сельского хозяйства, всех видов транспорта и других отраслей; результаты их творческой деятельности находят ныне широкое применение на практике.

Для Цитирования:
Демин Сергей Сергеевич, Семенова Алла Анатольевна, Столяров Николай Сергеевич, Фридлянд Александр Абрамович, Университетское предпринимательство: состояние и перспективы. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: