Системы здравоохранения во всем мире сталкиваются с проблемой растущего спроса на услуги здравоохранения для пациентов с COVID-19. Эта проблема усугубляется страхом людей перед контагиозным малоизученным заболеванием, во многом предвзятыми комментариями средств массовой информации, ограничениями на передвижение, которые часто препятствуют своевременному получению медицинской помощи [1]. Когда система здравоохранения избыточно перегружена, доступ населения к необходимой медицинской помощи ограничивается; вследствие этого возрастает как прямая смертность от инфекционного заболевания, так и косвенная смертность от прочих нозологий, с которыми в более благоприятных условиях скорее всего можно было бы справиться [2].
Для того чтобы люди своевременно обращались за медицинской помощью и соблюдали рекомендации врачей, необходимо поддерживать доверие населения к системе здравоохранения [3]. Человек должен быть абсолютно уверен в ее способности исключить риск распространения инфекции в медицинских учреждениях [1]. Хорошо организованная и подготовленная система здравоохранения должна поддерживать справедливый доступ к качественным услугам здравоохранения на протяжении всего периода пандемии. В связи с этим возникла насущная потребность в коренных изменениях управленческих технологий учреждений здравоохранения, с тем чтобы максимально эффективно использовать имеющиеся у них ресурсы [4–6].
Когда предоставление базисных пакетов медицинских услуг оказывается под угрозой, инновационные приемы управления и координации, а также протоколы для установления приоритетов могут существенно помочь процессу адаптации учреждений здравоохранения к работе в условиях чрезвычайной ситуации. В ближайшее время эпидемическая обстановка, скорее всего, будет волнообразно то накаляться, то улучшаться, поэтому реакции медицинского менеджмента должны быть динамичными и оперативными. Главные врачи, как и прочие принимающие решения лица, должны быть готовы осваивать современные управленческие подходы. Их решения должны находиться в соответствии с текущей национальной политикой в сфере здравоохранения и регулярно подвергаться корректировке [6, 7].