По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Уникальная судьба корабля «Васа»: трагическая история крушения и возрождения как морского музея

Ирина Наумова г. Санкт-Петербург

Грандиозный флагманский корабль «Васа» легендарного короля Густава II Адольфа, прозванного «Львом Севера» пошел ко дну во время своего первого выхода в море. Один из крупнейших кораблей своей эпохи затонул из-за роковой ошибки строителей прямо у входа в гавань Стокгольма. Четыре века корабль покоился на дне, пока в ХХ столетии его не подняли на поверхность. Сегодня он является единственным в мире парусным судном XVII века, деревянные конструкции которого сохранились на 95%. Увидеть корабль «Васа» сегодня может любой желающий — в Стокгольме ему посвящен целый морской музей.

Литература:

1. Музей Васа в Стокгольме: корабль из далекого прошлого // Электронный ресурс // http:// www.control-point.ru/skandinavia/muzey-vasav-stokgolme/ (дата обращения 29.10.2021).

2. Музей Васа в Стокгольме: история затонувшего корабля// Электронный ресурс // https:// pitbus.ru/articles/sweden/stokgolm/muzej-vasav-stokgolme/ (дата обращения 29.10.2021).

Музей «Васа» сегодня — один из самых посещаемых музеев Стокгольма. Он посвящен всего одной достопримечательности — одноименному кораблю «Васа», затонувшему у берегов острова Бекхольмен в 1628 году, во время своего первого и единственного плавания. Корабль затонул на глубине 32 метров и покоился на дне Балтийского моря 333 года.

Работы по поднятию корпуса корабля и его реставрации велись почти 30 лет, и сегодня в этом уникальном здании посетители могут ознакомиться с единственным судном XVII века, сохранившимся до наших дней. В экспозиции также представлены личные вещи членов экипажа, деревянные скульптуры, предметы быта, бронзовые пушки.

История «Васы» берет свое начало в 1625 году. Выдающийся король Швеции Густав II Адольф из шведского рода Васа подписал контракт с голландским кораблестроителем Хенриком Хюбертссоном на строительство нового боевого корабля для шведского флота. Густава II Адольфа называли «Львом Севера» и «Снежным королем» за выдающиеся военные достижения, и ему предстояло участие в главном сражении эпохи — назревала 30-летняя война, в которую была втянута вся Европа.

Новый корабль должен был стать флагманом Шведского королевского флота, самым тяжеловооруженным и крупным кораблем среди флотов всех стран, имевших выход к Балтийскому морю. В первый же год для постройки корабля было срублено более тысячи дубов. К строительству приступили весной 1626 года, работами, которые велись на верфи военного флота Blasieholmen недалеко от Стокгольма, руководил сам Хюбертссон. Король был настолько увлечен своим новым кораблем, что сам принимал активное участие — лично утверждал размеры и состав вооружения будущего флагмана. Именно это, как потом показало расследование, и погубило корабль.

Звание «королевского корабля» «Васа» получил еще на стадии строительства, что подчеркивало его особый статус. Он задумывался как «машина войны», способная победить абсолютно любой корабль, и должен был стать символом господства Швеции в Прибалтике. Корпус корабля был богато украшен резными скульптурами, на некоторые из них была нанесена позолота. Постройкой корабля занимались лучшие работники того времени — столяры, кузнецы, плотники, маляры, пильщики. Всего в работах было задействовано более 400 человек.

Для Цитирования:
Ирина Наумова, Уникальная судьба корабля «Васа»: трагическая история крушения и возрождения как морского музея. Музей. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: