По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«Умная» реставрация

Ключевые слова:

Сохранение архитектурного наследия — сложная тема. Недавно в Москве появился дом, предлагающий оптимальное решение проблемы того, как обновить город, не жертвуя его историей. О «Театральном доме» на Поварской рассказывает Евгений Владимиров.

— Поварская — одна из самых красивых улиц в столице, в бытность, еще студентом-архитектором я много дней провел там, зарисовывая различные фасады. Просто удивительно, как небольшой островок архитектурной среды, очень разной по стилю (там и русский модерн в Хлебном переулке, и храм Симеона Столпника, и классицизм XVIII века, и неоклассика начала века двадцатого), оказывается таким органичным и целостным.

Один из домов в этом районе расположен на пересечении ул. Поварской, Хлебного и Мерзляковского переулков: четыре этажа спокойной классики в типичной для Москвы зелено-белой гамме, построенных в XIX веке Николаем Струковым и Виктором Гарт-маном. Место с интереснейшей культурной историей, кстати, здесь располагался в 1897-м театр Немчинова, а в 1905 году Станиславский арендовал его для экспериментальной «Студии на Поварской». Фасады, впрочем, у дома неброские: это именно тот тип здания, не слишком эффектного архитектурно, который столь часто становится жертвой варварского сноса.

Дому Струкова, однако, повезло. Он стал частью масштабного проекта компании «Галс-Девелопмент» по созданию жилого комплекса «Театральный дом» (в названии этом — отклик на историю места). Реконструкция и реставрация, произведенные по проекту института «Моспроект-2 им. М.В. Посохина», а конкретно мастерской Павла Андреева, архитектора, знающего и любящего классику и умеющего ее строить, захватили целый квартал. Все исторические фасады зданий, включенных в комплекс, отреставрированы группой архитекторов-реставраторов под руководством Бориса Савина.

Всего оказалось восемь секций высотой от четырех до семи этажей. В них уместилось 129 квартир площадью от 67 до 270 м². Понятно, что все они более чем комфортабельны, современный дом оснащен всеми чудесами технологии, а квартиры, оказавшиеся наверху, — это и вовсе «уникальное предложение» (в них кровлю можно сделать эксплуатируемой и устроить террасу). А в лобби дома будут висеть репродукции экспонатов из Театрального музея им. А.А. Бахрушина: 18 цифровых фотокопий театральных афиш XX века к постановкам произведений российской и зарубежной литературы, а также трех произведений живописи — «Зал старого дворцового театра в Вене» (Г. Климт, 1889), «В опере» (М. Кассат, 1879), «Спектакль в Московском Большом театре по случаю священного коронования императора Александра II» (М. Зичи, 1856). Но в проекте есть еще одна изюминка, мне лично, как ценителю разнообразия и единства среды в районе Поварской, очень симпатичная. Дело в том, что все внутренние фасады, выходящие в огромный охраняемый двор, спроектированы Павлом Андреевым заново в стиле русского модерна. Работа проделана уникальная: применены и ручная роспись, и декор по лепным формам, но выполненный из стеклофибробетона. Результат ошеломительный: исторический стиль возрожден к новой технологической жизни.

Для Цитирования:
«Умная» реставрация. Прораб. 2018;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: