По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 699.844

Улучшение акустики в школах позволяет повысить эффективность обучения

А. Финохина компания «Сен-Гобен»

На протяжении тысяч лет наш слух формировался таким образом, чтобы мы могли хорошо слышать вне помещения, на открытом воздухе. Сегодня же до 90% времени мы проводим в помещении, то есть в среде, непривычной для человеческого слуха. Начиная с самого детства мы посещаем детский сад, а затем школу, в которой проводим несколько часов в день. Во избежание появления проблем со здоровьем помещения должны быть спроектированы таким образом, чтобы помочь ученикам и преподавателям чувствовать себя комфортно и быть готовыми к обучению, а не испытывать стресс или усталость из-за посторонних шумов.

Любое помещение обладает своими акустическими свойствами. Распространяемые в нем звуковые волны встречают на своем пути различные преграды. Даже несмотря на то что мы редко обращаем внимание на звук, плохая акустика может сильно навредить нашему самочувствию.

Главное отрицательное действие шума — ухудшение восприятия речи. Кратковременная память у детей на фоне шума функционирует хуже, чем у взрослых. Как известно, именно кратковременная память играет важную роль при овладении речью, письмом и чтением. Педагоги также страдают от плохой акустики в классе, а ведь хорошая звуковая среда влияет на успеваемость школьников и на 75% снижает риск развития профессиональных заболеваний у учителей!

Под фоновым шумом подразумевают многократные и хаотические отражения звуковых волн от твердых и гладких поверхностей потолка, стен и пола. Гул ухудшает слышимость и разборчивость речи. Не расслышав преподавателя, учащиеся теряют интерес к предмету урока, отвлекаются и переключаются на посторонние дела.

Исследования Американского акустического общества показали, что увеличение фонового шума на 10 дБ в конечном счете приводит к снижению результатов в тестах на усвоение информации на 5–7%. Чтобы преодолеть шум, учитель говорит громче, а постоянное напряжение ухудшает самочувствие. По данным Фонда «Отикон», до 80% учителей испытывают проблемы с голосовыми связками и горлом (хронический ларингит, потеря голоса, инфекционные заболевания горла и т. д.). У людей других профессий этот показатель составляет всего 5%.

Инновационные решения в акустике направлены именно на устранение этой «шумной» проблемы: строительные материалы поглощают звуковые волны, защищая помещения от шума. При этом дети отлично слышат каждое слово учителя, что способствует лучшему восприятию информации, они охотнее включаются в работу. В ходе исследований Бременского университета выяснилось, что при обучении в модернизированных помещениях уровень шума снижается на 13 дБ по сравнению с занятиями в помещениях без звукопоглощающей отделки. Если уроки ведутся по классической методике, когда учитель говорит, а ученики слушают, этот показатель не превышает 10 дБ (данные исследований Университета Хериот-Ватт, Великобритания). В классах легко поддерживать дисциплину — в спокойной обстановке ученики стараются говорить ровным голосом на пониженных тонах, чтобы не нарушать «тихую» атмосферу.

Для Цитирования:
А. Финохина, Улучшение акустики в школах позволяет повысить эффективность обучения. Проектные и изыскательские работы в строительстве. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: